Подвижник земли крымской - «История» » Крымские новости

✔ Подвижник земли крымской - «История»




Григорий Сирота.


Два десятка лет прошло с тех пор, как этот большой по­движник крымской земли 23 августа 2005 года навсегда ушёл в вечность… Ушёл, оставив о себе светлую и добрую память, которая, к счастью, каждодневно со стены Федерации независимых профсоюзов Крыма напоминает о себе. Напоминает и убедительно говорит о том, что память нерушима и священна!


Григорий Афанасьевич Сирота, столетие со дня рождения которого приходится на 27 января 2026 года, был человеком, что называется, основательным, вдумчивым, рациональным, по-настоящему деловым, обязательным и последовательным, что отображалось и в его служебной деятельности, и в быту. Потому, наверное, о нём никогда не приходилось слышать чего-либо негативного или недостойного того высокого положения, какое он занимал в Крымской области на рубеже 70-х - первой половины 80-х годов. Напротив, о Сироте его сослуживцы, а также многие уважаемые в Крыму руководители, партийные, профсоюзные, комсомольские и советские работники отзывались и продолжают отзываться уважительно, отмечая при этом не только его высокий профессионализм, авторитет среди первых руководителей Крымской области, но и сугубо человеческие качества. А без них, безусловно, он не сформировался бы в профессионального комсомольского, партийного, а затем и проф­союзного работника. Без присущей ему человечности, добропорядочности, внимательного отношения к людям он не смог бы находиться у руля крымских профсоюзов без малого шестнадцать лет, с декабря 1970-го по июль 1986 года, когда бразды правления в областном совете профессио­нальных союзов он передал Валерию Арбузову - не менее легендарной личности, оставившей неизгладимый след на крымской земле. 


Председателем Крымского областного совета профсоюзов Сироту изберут в декабре 1970 года, в то самое время, когда Крымом руководил выдающийся управленец, будущий Герой Социалистического Труда Николай Карпович Кириченко. 


О десятилетии (с 1967-го по 1977 год), когда первым лицом в Крыму являлся Николай Карпович, впоследствии скажут: «эпоха Кириченко». Да, действительно, это время заслуживает такого названия, а сам Кириченко достоин только высочайших оценок своей созидательной деятельности. Но не будем забывать и того, что Кириченко сумел объединить вокруг себя сильнейшую команду управленцев-государственников, среди которых окажется и Григорий Афанасьевич, рекомендованный на должность руководителя крымских профсоюзов с должности второго секретаря Керченского горкома партии, в которой он работал с сентяб­ря 1966-го по декабрь 1970 года. 


Следует сказать, что рабочая Керчь (звание города-героя Керчи Президиум Верховного Совета СССР присвоит 14 сентября 1973 года) в судьбе Григория Афанасьевича сыграет, без преувеличения, большую роль. Уроженец села Браилов Жмеринского района Винницкой области, сын ветеринарного врача и домохозяйки, детство которого прошло в Саках (в Крым семья переехала в 1929 году), выпускник Симферопольского железнодорожного училища №2 (в 1942 году оно было эвакуировано в г. Балашов Саратовской облас­ти), красноармеец с 1944 года, участник Великой Отечественной войны, принимавший участие в разгроме японской Квантунской армии, по возвращении в Крым с Дальнего Востока, Сирота свяжет свою жизнь с Керчью, где и состоится как производственник, комсомольский и партийный работник. 


С 1945-го по 1948 год он работал мастером на Камыш-Бурунском железорудном комбинате, а затем помощником мастера и мастером производственного обучения в системе трудовых резервов Керчи. Там-то грамотного, ответственного, трудолюбивого молодого работника, члена ВЛКСМ с 1941 года и приметили для выдвижения на комсомольскую работу. В комсомоле Григорий Афанасьевич проработает пять лет, с 1948-го по 1953 год. Избирали же его секретарём комитета комсомола ремонтного училища №7 Министерства путей сообщения, секретарём комитета комсомола технического училища при Камыш-Бурунском комбинате, секретарём комитета комсомола завода №595 (комсомольцы этого завода вместе со всем трудовым коллективом принимали активное участие в строительстве паромной переправы Крым - Кавказ), секретарём комитета комсомола Камыш-Бурунского железорудного комбината, а также он работал инструктором и заведующим оргинструкторским отделом Керченского горкома ВЛКСМ.


С 1953 года Сирота был на партийной работе. Но в Орджоникидзевском райкоме ВКП(б) г. Керчи он трудился недолго. Уже в феврале 1955 года его вновь призовут на Камыш-Бурунский железорудный комбинат имени Серго Орджоникидзе - гигант чёрной металлургии в Крыму, в 1939 году начавший разработку месторождений бурых и флюсовых известняков в пределах Керченского железорудного бассейна, и о котором, увы, ныне остались лишь славные воспоминания. На комбинате Григорий Афанасьевич трудился в партийном комитете, диспетчером, а с октября
1963-го по сентябрь 1966 года он являлся секретарём парткома этого крупнейшего предприятия не только в Керчи, но и во всём Крыму.


Вехи трудовой биографии Сироты убедительно напоминают о том, что в областной совет профсоюзов он пришёл человеком состоявшимся, подготовленным, опытным, грамотным (в 1967 году он заочно окончил Днепропет­ровский металлургический институт), имевшим высокие государственные награды - в 1961 году он награждался орденом Трудового Красного Знамени, а в 1966 году - орденом «Знак Почёта».


Успехи в развитии Крымской области говорили тогда сами за себя. Признавало их и государство. Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1970 года Крымская область за успехи, достигнутые трудящимися в хозяйственном и культурном строительстве, выполнении заданий восьмой пятилетки по развитию сельскохозяйст­венного производства, была награждена орденом Трудового Красного Знамени (ранее, в 1958 году, за успехи в сельском хозяйстве область была награждена орденом Ленина).


В Крыму тогда во всех районах и городах каждый труженик области, будь то полевод, тракторист, доярка или научный сотрудник, брал на себя личное, конкретное обязательство, - определиться, с кем он лично будет соревноваться. Обязательства же эти предавались самой широкой огласке и регулярно обсуждались итоги их выполнения. А для победителей соревнования городов, районов, предприятий и строек областной комитет партии в феврале 1975 года учредит переходящие Красные знамёна и денежные премии.


Углубилась и начатая ещё в 1970 году работа по специализации и концентрации мясного птицеводства на базе межхозяйственной кооперации.
В саму же межхозяйственную кооперацию по выращиванию бройлеров входили ряд опытных хозяйств, 10 хозяйств трес­та «Крымптицепром», 28 совхозов других трестов, более 40 колхозов и 11 межколхозных инкубаторно-птицеводческих станций. 


Заметно увеличилось и производство яиц. За пятилетку их было продано государству 2317,4 миллиона штук. Высоких результатов достигнет тогда коллектив ордена Ленина птицефабрики «Южная», выполнивший задание пятилетки менее чем за четыре года. Именно на этой, гремевшей далеко за пределами области птицефабрике, возглавляемой Героем Социа­листического Труда Георгием Хачирашвили, птичница-оператор, Герой Социалистичес­кого Труда Валентина Козина получила 36 миллионов штук яиц, добившись самой высокой в птицеводстве производительности труда. В 1975 году за эти внушительные успехи ей была присуждена Государственная премия СССР. 


 Григорий Афанасьевич, возглавляя крымские проф­союзы, прекрасно знал и соблюдал негласное правило, рождённое где-то в самых высоких кабинетах в Москве, - «Так надо!», знал он и об установке члена Политбюро ЦК КПСС, первого секретаря ЦК КПУ Владимира Щербицкого, всегда напоминавшего руководящим работникам о том,
«а что скажут люди?». Именно на них, на их благополучие была направлена вся государственная политика, огромную роль в которой играли и проф­союзы. Потому-то и авторитет их в советском обществе был по-настоящему высок.


Весной 1998 года недавно избранный председателем Верховного Совета Автономной Республики Крым Леонид Грач пригласит Сироту на должность руководителя аппарата при председателе Верховного Совета. Четыре года Григорий Афанасьевич будет добросовестно помогать Леониду Ивановичу в организации его деятельности, в координации работы помощников и советников, а также в исполнении всех его поручений и распоряжений. Работа эта была вроде бы малоприметной, но значимой. От Григория Афанасьевича тогда многое зависело, и в стенах Верховного Совета Крыма он пользовался в действительности большим авторитетом и уважением.


…Люди, дело, результат, непрерывное движение, рост, зримые достижения - вот те слагаемые, которые всегда были в приоритете у настоя­щего творца, гражданина, коммуниста, лидера профсоюзов Григория Сироты. Будем же и мы их придерживаться! А о Григории Афанасьевиче будем непременно помнить. Светлая память, как известно, это та нравственно-эмоциональная субстанция, без которой невозможно жить в настоящем и задумываться о будущем, которое, хочется верить, будет достойным и привлекательным. 


Руслан СЕМЯШКИН, заместитель председателя Совета Союза ветеранов комсомола Крыма. 


Григорий Сирота. Два десятка лет прошло с тех пор, как этот большой по­движник крымской земли 23 августа 2005 года навсегда ушёл в вечность… Ушёл, оставив о себе светлую и добрую память, которая, к счастью, каждодневно со стены Федерации независимых профсоюзов Крыма напоминает о себе. Напоминает и убедительно говорит о том, что память нерушима и священна! Григорий Афанасьевич Сирота, столетие со дня рождения которого приходится на 27 января 2026 года, был человеком, что называется, основательным, вдумчивым, рациональным, по-настоящему деловым, обязательным и последовательным, что отображалось и в его служебной деятельности, и в быту. Потому, наверное, о нём никогда не приходилось слышать чего-либо негативного или недостойного того высокого положения, какое он занимал в Крымской области на рубеже 70-х - первой половины 80-х годов. Напротив, о Сироте его сослуживцы, а также многие уважаемые в Крыму руководители, партийные, профсоюзные, комсомольские и советские работники отзывались и продолжают отзываться уважительно, отмечая при этом не только его высокий профессионализм, авторитет среди первых руководителей Крымской области, но и сугубо человеческие качества. А без них, безусловно, он не сформировался бы в профессионального комсомольского, партийного, а затем и проф­союзного работника. Без присущей ему человечности, добропорядочности, внимательного отношения к людям он не смог бы находиться у руля крымских профсоюзов без малого шестнадцать лет, с декабря 1970-го по июль 1986 года, когда бразды правления в областном совете профессио­нальных союзов он передал Валерию Арбузову - не менее легендарной личности, оставившей неизгладимый след на крымской земле. Председателем Крымского областного совета профсоюзов Сироту изберут в декабре 1970 года, в то самое время, когда Крымом руководил выдающийся управленец, будущий Герой Социалистического Труда Николай Карпович Кириченко. О десятилетии (с 1967-го по 1977 год), когда первым лицом в Крыму являлся Николай Карпович, впоследствии скажут: «эпоха Кириченко». Да, действительно, это время заслуживает такого названия, а сам Кириченко достоин только высочайших оценок своей созидательной деятельности. Но не будем забывать и того, что Кириченко сумел объединить вокруг себя сильнейшую команду управленцев-государственников, среди которых окажется и Григорий Афанасьевич, рекомендованный на должность руководителя крымских профсоюзов с должности второго секретаря Керченского горкома партии, в которой он работал с сентяб­ря 1966-го по декабрь 1970 года. Следует сказать, что рабочая Керчь (звание города-героя Керчи Президиум Верховного Совета СССР присвоит 14 сентября 1973 года) в судьбе Григория Афанасьевича сыграет, без преувеличения, большую роль. Уроженец села Браилов Жмеринского района Винницкой области, сын ветеринарного врача и домохозяйки, детство которого прошло в Саках (в Крым семья переехала в 1929 году), выпускник Симферопольского железнодорожного училища №2 (в 1942 году оно было эвакуировано в г. Балашов Саратовской облас­ти), красноармеец с 1944 года, участник Великой Отечественной войны, принимавший участие в разгроме японской Квантунской армии, по возвращении в Крым с Дальнего Востока, Сирота свяжет свою жизнь с Керчью, где и состоится как производственник, комсомольский и партийный работник. С 1945-го по 1948 год он работал мастером на Камыш-Бурунском железорудном комбинате, а затем помощником мастера и мастером производственного обучения в системе трудовых резервов Керчи. Там-то грамотного, ответственного, трудолюбивого молодого работника, члена ВЛКСМ с 1941 года и приметили для выдвижения на комсомольскую работу. В комсомоле Григорий Афанасьевич проработает пять лет, с 1948-го по 1953 год. Избирали же его секретарём комитета комсомола ремонтного училища №7 Министерства путей сообщения, секретарём комитета комсомола технического училища при Камыш-Бурунском комбинате, секретарём комитета комсомола завода №595 (комсомольцы этого завода вместе со всем трудовым коллективом принимали активное участие в строительстве паромной переправы Крым - Кавказ), секретарём комитета комсомола Камыш-Бурунского железорудного комбината, а также он работал инструктором и заведующим оргинструкторским отделом Керченского горкома ВЛКСМ. С 1953 года Сирота был на партийной работе. Но в Орджоникидзевском райкоме ВКП(б) г. Керчи он трудился недолго. Уже в феврале 1955 года его вновь призовут на Камыш-Бурунский железорудный комбинат имени Серго Орджоникидзе - гигант чёрной металлургии в Крыму, в 1939 году начавший разработку месторождений бурых и флюсовых известняков в пределах Керченского железорудного бассейна, и о котором, увы, ныне остались лишь славные воспоминания. На комбинате Григорий Афанасьевич трудился в партийном комитете, диспетчером, а с октября 1963-го по сентябрь 1966 года он являлся секретарём парткома этого крупнейшего предприятия не только в Керчи, но и во всём Крыму. Вехи трудовой биографии Сироты убедительно напоминают о том, что в областной совет профсоюзов он пришёл человеком состоявшимся, подготовленным, опытным, грамотным (в 1967 году он заочно окончил Днепропет­ровский металлургический институт), имевшим высокие государственные награды - в 1961 году он награждался орденом Трудового Красного Знамени, а в 1966 году - орденом «Знак Почёта». Успехи в развитии Крымской области говорили тогда сами за себя. Признавало их и государство. Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1970 года Крымская область за успехи, достигнутые трудящимися в хозяйственном и культурном строительстве, выполнении заданий восьмой пятилетки по развитию сельскохозяйст­венного производства, была награждена орденом Трудового Красного Знамени (ранее, в 1958 году, за успехи в сельском хозяйстве область была награждена орденом Ленина). В Крыму тогда во всех районах и городах каждый труженик области, будь то полевод, тракторист, доярка или научный сотрудник, брал на себя личное, конкретное обязательство, - определиться, с кем он лично будет соревноваться. Обязательства же эти предавались самой широкой огласке и регулярно обсуждались итоги их выполнения. А для победителей соревнования городов, районов, предприятий и строек областной комитет партии в феврале 1975 года учредит переходящие Красные знамёна и денежные премии. Углубилась и начатая ещё в 1970 году работа по специализации и концентрации мясного птицеводства на базе межхозяйственной кооперации. В саму же межхозяйственную кооперацию по выращиванию бройлеров входили ряд опытных хозяйств, 10 хозяйств трес­та «Крымптицепром», 28 совхозов других трестов, более 40 колхозов и 11 межколхозных инкубаторно-птицеводческих станций. Заметно увеличилось и производство яиц. За пятилетку их было продано государству 2317,4 миллиона штук. Высоких результатов достигнет тогда коллектив ордена Ленина птицефабрики «Южная», выполнивший задание пятилетки менее чем за четыре года. Именно на этой, гремевшей далеко за пределами области птицефабрике, возглавляемой Героем Социа­листического Труда Георгием Хачирашвили, птичница-оператор, Герой Социалистичес­кого Труда Валентина Козина получила 36 миллионов штук яиц, добившись самой высокой в птицеводстве производительности труда. В 1975 году за эти внушительные успехи ей была присуждена Государственная премия СССР. Григорий Афанасьевич, возглавляя крымские проф­союзы, прекрасно знал и соблюдал негласное правило, рождённое где-то в самых высоких кабинетах в Москве, - «Так надо!», знал он и об установке члена Политбюро ЦК КПСС, первого секретаря ЦК КПУ Владимира Щербицкого, всегда напоминавшего руководящим работникам о том, «а что скажут люди?». Именно на них, на их благополучие была направлена вся государственная политика, огромную роль в которой играли и проф­союзы. Потому-то и авторитет их в советском обществе был по-настоящему высок. Весной 1998 года недавно избранный председателем Верховного Совета Автономной Республики Крым Леонид Грач пригласит Сироту на должность руководителя аппарата при председателе Верховного Совета. Четыре года Григорий Афанасьевич будет добросовестно помогать Леониду Ивановичу в организации его деятельности, в координации работы помощников и советников, а также в исполнении всех его поручений и распоряжений. Работа эта была вроде бы малоприметной, но значимой. От Григория Афанасьевича тогда многое зависело, и в стенах Верховного Совета Крыма он пользовался в действительности большим авторитетом и уважением. …Люди, дело, результат, непрерывное движение, рост, зримые достижения - вот те слагаемые, которые всегда были в приоритете у настоя­щего творца, гражданина, коммуниста, лидера профсоюзов Григория Сироты. Будем же и мы их придерживаться! А о Григории Афанасьевиче будем непременно помнить. Светлая память, как известно, это та нравственно-эмоциональная субстанция, без которой невозможно жить в настоящем и задумываться о будущем, которое, хочется верить, будет достойным и привлекательным. Руслан СЕМЯШКИН, заместитель председателя Совета Союза ветеранов комсомола Крыма.
Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Новости по теме

Похожие новости дня










Добавить комментарий

показать все комментарии
Рейтинг@Mail.ru