✔ О прошлом ради будущего - «История»
Morrison 29-янв, 07:30 193 Новости АРКНаш полуостров неоднократно становился и точкой раздора, и точкой мира. К примеру, без малого 81 год назад именно в Крыму обсуждалась судьба послевоенного мира. Об этом и не только напомнил наш постоянный читатель и соавтор, друг «Крымской правды» Юрий Туляков, кандидат исторических наук, полковник в отставке. Один из ярчайших, по его мнению, периодов новой истории Крыма случился 4-11 февраля 1945-го, когда в бывшей резиденции российских императоров, Ливадийском дворце, главы трёх великих держав - СССР, Иосиф Сталин, США, Франклин Рузвельт, и Великобритании, Уинстон Черчилль, решали проблемы послевоенного мира - судьба фашистской Германии была уже предрешена. Спустя годы западные журналисты окрестили те события «Крым-1».
Первый
- Многие из его решений, - продолжает Юрий Тихонович, - забыты, отвергнуты, но события 2025 года, встреча президентов России, Владимира Путина, и США, Дональда Трампа, возродили надежды на возвращение отношений двух стран в цивилизованное русло, породили массовые публикации о перспективах «Крым- 2». Но как нередко случается в последнее время, у наших западных «партнёров» проблемы с памятью и знанием истории - «Крым» в ней был не один. Внесём ясность. Первым опытом встречи ведущих держав стала конференция лидеров в Тегеране, в конце 1943-го, она показала реальность возможного, но оставила и проблемы, уроки, первый урок и проблема - безопасность. Известно, что благодаря нашей разведке, раскрывшей замыслы фашистских спецслужб, место встречи было срочно перенесено из английской миссии в нашу. Иосиф Сталин настоял, чтобы следующая трёхсторонняя встреча состоялась на территории СССР (сравним, Владимир Путин предложил: «следующая встреча в Москве»). Было определено несколько вариантов места новой встречи, в том числе и крымский. В Тегеране Уинстон Черчилль настойчиво предлагал в следующий раз встретиться на Гибралтаре, утверждая, что с моря легче обеспечить безопасность и трудно будет осуществить диверсии. Иосиф Сталин «услышал», морские побережья у СССР в изобилии, выбрал недавно освобождённое от врага крымское.
Официальным документом о возможности проведения встречи в Крыму стало постановление Государственного комитета обороны от 30 декабря 1944-го «О неотложных мероприятиях по восстановлению объектов Южного берега Крыма для проведения специального мероприятия со сроками исполнения 1 февраля 1945-го. Постановление было адресовано командованию Черноморского флота и руководству ОСМЧ, особой строительно-монтажной части «Севастопольстрой». Общее руководство работами возлагалось на члена Военного Совета Черноморского флота вице-адмирала Илью Азарова, техническое - на начальника «Севастопольстроя» Николая Бехтина.
- Однако капризная крымская погода едва не сорвала замысел, - продолжает историк. - Восемьдесят один год назад в январе ночные температуры на Южном берегу Крыма опускались до минус 20 градусов и ниже, дневные поднимались до минус 15. Но все преграды были преодолены, погода смилостивилась, работы были завершены 28 января 1945-го. Советская делегация во главе с Иосифом Сталиным прибыла в Крым заранее, поездом, на симферопольский вокзал, а местом приземления делегаций Великобритании и США в последний момент был определён военный аэродром в Новофёдоровке, под Саками. А дальше начались маленькие хитрости от советского лидера. Зная о негативном настрое и жалобах на здоровье Уинстона Черчилля, Иосиф Сталин приготовил ему место для отдыха в Симферополе, небольшой особняк в чисто английском стиле, со львами на крыльце - удивил чопорного англичанина. Но главный сюрприз его ждал на ЮБК - Воронцовский дворец в Алупке, построенный в стиле средневековых рыцарских замков. Черчилль позднее писал: «Едва переступив порог резиденции, я почувствовал себя в доброй старой Британии. Старик Маршал (так иностранцы порой называли Иосифа Сталина, которому звание Маршал Советского Союза присвоено 6 марта 1943-го) поразил меня в самое сердце. Другой подход был к лидеру США, учитывая физические особенности (более 20 лет Франклин Рузвельт передвигался в инвалидном кресле), его ознакомили с лечением сакскими грязями, а в качестве резиденции американскому президенту отвели не Массандровский, как планировали, а Ливадийский дворец - чтобы не создавать трудностей с переездами. Растроганный вниманием, Франклин Рузвельт (об этом в мемуарах написал его сын, всегда сопровождавший отца) в личной встрече с Иосифом Сталиным не только благодарил за заботу, но и обратился с просьбой после окончания войны приехать в Саки, чтобы полечиться. Только внезапная и до сих пор загадочная смерть американского лидера (12 апреля
1945-го) помешала осуществить задуманное. Главным итогом стали установление деловой и взаимно уважительной атмосферы на конференции и создание условий для принятия судьбоносных решений для послевоенного миропорядка. Уникальным моментом было создание объединённого штаба по обеспечению безопасности из представителей контрразведки стран-участниц. Совместными усилиями все попытки срыва конференции были предотвращены.
Прошли годы, в западных СМИ Крымская конференция глав государств стран антигитлеровской коалиции получило название «Крым-1», а наметившиеся в минувшем году тенденции к упорядочению взаимоотношений двух великих держав стали называть возможностью «Крыма-2». Между тем, по словам нашего эксперта, такой уже был в истории двух стран и нашего солнечного края.
Второй
События, имеющие все права называться «Крым-2», связаны с руководителем СССР Леонидом Брежневым и президентом США Ричардом Никсоном, провозгласившим в 1972-м переход во внешней политике США «от эры конфронтации к эре переговоров». Апофеозом этой линии был его приезд в нашу страну, переговоры в Нижней Ореанде.
- К этому времени, - продолжает Юрий Туляков, - в стране был накоплен опыт приёма гостей высокого уровня. В том числе, по опыту иных стран созданы специальные подразделения по встрече и сопровождению высоких гостей. Одно из таких подразделений было организовано и в Симферополе. Его создателем и многолетним командиром был мой близкий друг (и друг «Крымской правды». - Ред.) Азамат Лысяков. Многое в этом событии было для крымчан в диковинку. Во-первых, о приезде в Крым высоких гостей было известно заранее, и многие вышли на улицу, чтобы их приветствовать. Во-вторых, кортежи проезжали по улицам с малой скоростью; в-третьих, необычным было то, что оба лидера ехали в одной машине и тепло приветствовали горожан (сейчас нас к этому приучил Владимир Путин). Необычность формата и непривычное место (обычно встречи проходили в Москве) привлекли огромное внимание и интерес представителей СМИ многих стран мира. Возникло негласное соревнование, кто первым доведёт информацию до своих стран, в этом был престиж. В частности, в аэропорту Симферополя в готовности стояли спецборта СССР и США. Азамат Григорьевич получил приказ, в том числе, обеспечить силами спецподразделения опережающую доставку отснятых материалов на борт нашего самолёта. Подразделение состояло только из офицеров-профессионалов высшего класса. Я хорошо знал этих парней, так как по просьбе моего друга много лет проводил с ними занятия по общественно-политической тематике, как тогда говорили, политзанятия. Командир выбрал в экипаж двух старших лейтенантов (как сейчас вижу их лица, а фамилии, увы, забылись). Они совершили, казалось, невозможное - всего за 45 минут (дороги были не перекрыты) отснятый материал из Нижней Ореанды был доставлен на спецборт, он немедленно взял курс на Москву. Наш отчёт о «Крым-2» вышел в эфир на несколько часов раньше, чем в Европе, и на полсуток раньше, чем в США. Была одержана неофициальная, но очень значимая победа.
А что дальше?
Сегодня возможность «Крыма-3» не исключается и, как считает Юрий Туляков, дело не столько в месте проведения, а в сохранении духа взаимопонимания и общей ответственности за сохранение мира на Земле. «А вдруг снова Крым? Ну что же - будем только рады сделать всё для успеха мероприятия, в полной мере применить накопленный опыт. Это очень важно не только для народов наших стран, но и всего мира. Крым всегда рад добрым гостям, но не прощает зла». Да и глава Республики Крым Сергей Аксёнов отметил в августе: «По поводу публикаций в СМИ о возможности визита президента США Дональда Трампа в Крым. Такой вариант реален, если будет приглашение нашего президента Владимира Путина. Мы будем рады, если в Крыму родится новый Ялтинский мир - прочный и справедливый».
Как дальше сложатся отношения двух стран - время покажет. Но мы не забываем, что Россия - великая держава, которая тоже рада гостям и не прощает зла и предательства.
В память о «Крым-1» скульптура Зураба Церетели у Ливадийского дворца - Уинстон Черчилль, Франклин Рузвельт, Иосиф Сталин (слева направо). Фото Александра КАДНИКОВА. Наш полуостров неоднократно становился и точкой раздора, и точкой мира. К примеру, без малого 81 год назад именно в Крыму обсуждалась судьба послевоенного мира. Об этом и не только напомнил наш постоянный читатель и соавтор, друг «Крымской правды» Юрий Туляков, кандидат исторических наук, полковник в отставке. Один из ярчайших, по его мнению, периодов новой истории Крыма случился 4-11 февраля 1945-го, когда в бывшей резиденции российских императоров, Ливадийском дворце, главы трёх великих держав - СССР, Иосиф Сталин, США, Франклин Рузвельт, и Великобритании, Уинстон Черчилль, решали проблемы послевоенного мира - судьба фашистской Германии была уже предрешена. Спустя годы западные журналисты окрестили те события «Крым-1». Первый - Многие из его решений, - продолжает Юрий Тихонович, - забыты, отвергнуты, но события 2025 года, встреча президентов России, Владимира Путина, и США, Дональда Трампа, возродили надежды на возвращение отношений двух стран в цивилизованное русло, породили массовые публикации о перспективах «Крым- 2». Но как нередко случается в последнее время, у наших западных «партнёров» проблемы с памятью и знанием истории - «Крым» в ней был не один. Внесём ясность. Первым опытом встречи ведущих держав стала конференция лидеров в Тегеране, в конце 1943-го, она показала реальность возможного, но оставила и проблемы, уроки, первый урок и проблема - безопасность. Известно, что благодаря нашей разведке, раскрывшей замыслы фашистских спецслужб, место встречи было срочно перенесено из английской миссии в нашу. Иосиф Сталин настоял, чтобы следующая трёхсторонняя встреча состоялась на территории СССР (сравним, Владимир Путин предложил: «следующая встреча в Москве»). Было определено несколько вариантов места новой встречи, в том числе и крымский. В Тегеране Уинстон Черчилль настойчиво предлагал в следующий раз встретиться на Гибралтаре, утверждая, что с моря легче обеспечить безопасность и трудно будет осуществить диверсии. Иосиф Сталин «услышал», морские побережья у СССР в изобилии, выбрал недавно освобождённое от врага крымское. Официальным документом о возможности проведения встречи в Крыму стало постановление Государственного комитета обороны от 30 декабря 1944-го «О неотложных мероприятиях по восстановлению объектов Южного берега Крыма для проведения специального мероприятия со сроками исполнения 1 февраля 1945-го. Постановление было адресовано командованию Черноморского флота и руководству ОСМЧ, особой строительно-монтажной части «Севастопольстрой». Общее руководство работами возлагалось на члена Военного Совета Черноморского флота вице-адмирала Илью Азарова, техническое - на начальника «Севастопольстроя» Николая Бехтина. - Однако капризная крымская погода едва не сорвала замысел, - продолжает историк. - Восемьдесят один год назад в январе ночные температуры на Южном берегу Крыма опускались до минус 20 градусов и ниже, дневные поднимались до минус 15. Но все преграды были преодолены, погода смилостивилась, работы были завершены 28 января 1945-го. Советская делегация во главе с Иосифом Сталиным прибыла в Крым заранее, поездом, на симферопольский вокзал, а местом приземления делегаций Великобритании и США в последний момент был определён военный аэродром в Новофёдоровке, под Саками. А дальше начались маленькие хитрости от советского лидера. Зная о негативном настрое и жалобах на здоровье Уинстона Черчилля, Иосиф Сталин приготовил ему место для отдыха в Симферополе, небольшой особняк в чисто английском стиле, со львами на крыльце - удивил чопорного англичанина. Но главный сюрприз его ждал на ЮБК - Воронцовский дворец в Алупке, построенный в стиле средневековых рыцарских замков. Черчилль позднее писал: «Едва переступив порог резиденции, я почувствовал себя в доброй старой Британии. Старик Маршал (так иностранцы порой называли Иосифа Сталина, которому звание Маршал Советского Союза присвоено 6 марта 1943-го) поразил меня в самое сердце. Другой подход был к лидеру США, учитывая физические особенности (более 20 лет Франклин Рузвельт передвигался в инвалидном кресле), его ознакомили с лечением сакскими грязями, а в качестве резиденции американскому президенту отвели не Массандровский, как планировали, а Ливадийский дворец - чтобы не создавать трудностей с переездами. Растроганный вниманием, Франклин Рузвельт (об этом в мемуарах написал его сын, всегда сопровождавший отца) в личной встрече с Иосифом Сталиным не только благодарил за заботу, но и обратился с просьбой после окончания войны приехать в Саки, чтобы полечиться. Только внезапная и до сих пор загадочная смерть американского лидера (12 апреля 1945-го) помешала осуществить задуманное. Главным итогом стали установление деловой и взаимно уважительной атмосферы на конференции и создание условий для принятия судьбоносных решений для послевоенного миропорядка. Уникальным моментом было создание объединённого штаба по обеспечению безопасности из представителей контрразведки стран-участниц. Совместными усилиями все попытки срыва конференции были предотвращены. Прошли годы, в западных СМИ Крымская конференция глав государств стран антигитлеровской коалиции получило название «Крым-1», а наметившиеся в минувшем году тенденции к упорядочению взаимоотношений двух великих держав стали называть возможностью «Крыма-2». Между тем, по словам нашего эксперта, такой уже был в истории двух стран и нашего солнечного края. Второй События, имеющие все права называться «Крым-2», связаны с руководителем СССР Леонидом Брежневым и президентом США Ричардом Никсоном, провозгласившим в 1972-м переход во внешней политике США «от эры конфронтации к эре переговоров». Апофеозом этой линии был его приезд в нашу страну, переговоры в Нижней Ореанде. - К этому времени, - продолжает Юрий Туляков, - в стране был накоплен опыт приёма гостей высокого уровня. В том числе, по опыту иных стран созданы специальные подразделения по встрече и сопровождению высоких гостей. Одно из таких подразделений было организовано и в Симферополе. Его создателем и многолетним командиром был мой близкий друг (и друг «Крымской правды». - Ред.) Азамат Лысяков. Многое в этом событии было для крымчан в диковинку. Во-первых, о приезде в Крым высоких гостей было известно заранее, и многие вышли на улицу, чтобы их приветствовать. Во-вторых, кортежи проезжали по улицам с малой скоростью; в-третьих, необычным было то, что оба лидера ехали в одной машине и тепло приветствовали горожан (сейчас нас к этому приучил Владимир Путин). Необычность формата и непривычное место (обычно встречи проходили в Москве) привлекли огромное внимание и интерес представителей СМИ многих стран мира. Возникло негласное соревнование, кто первым доведёт информацию до своих стран, в этом был престиж. В частности, в аэропорту Симферополя в готовности стояли спецборта СССР и США. Азамат Григорьевич получил приказ, в том числе, обеспечить силами спецподразделения опережающую доставку отснятых материалов на борт нашего самолёта. Подразделение состояло только из офицеров-профессионалов высшего класса. Я хорошо знал этих парней, так как по просьбе моего друга много лет проводил с ними занятия по общественно-политической тематике, как тогда говорили, политзанятия. Командир выбрал в экипаж двух старших лейтенантов (как сейчас вижу их лица, а фамилии, увы, забылись). Они совершили, казалось, невозможное - всего за 45 минут (дороги были не перекрыты) отснятый материал из Нижней Ореанды был доставлен на спецборт, он немедленно взял курс на Москву. Наш отчёт о «Крым-2» вышел в эфир на несколько часов раньше, чем в Европе, и на полсуток раньше, чем в США. Была одержана неофициальная, но очень значимая победа. А что дальше? Сегодня возможность «Крыма-3» не исключается и, как считает Юрий Туляков, дело не столько в месте проведения, а в сохранении духа взаимопонимания и общей ответственности за сохранение мира на Земле. «А вдруг снова Крым? Ну что же - будем только рады сделать всё для успеха мероприятия, в полной мере применить накопленный опыт. Это очень важно не только для народов наших стран, но и всего мира. Крым всегда рад добрым гостям, но не прощает зла». Да и глава Республики Крым Сергей Аксёнов отметил в августе: «По поводу публикаций в СМИ о возможности визита президента США Дональда Трампа в Крым. Такой вариант реален, если будет приглашение нашего президента Владимира Путина. Мы будем рады, если в Крыму родится новый Ялтинский мир - прочный и справедливый». Как дальше сложатся отношения двух стран - время покажет. Но мы не забываем, что Россия - великая держава, которая тоже рада гостям и не прощает зла и предательства.
