Выступление Председателя Государственного Совета РК Владимира Константинова на открытии III Международного Ливадийского форума - «Политика» » Крымские новости

✔ Выступление Председателя Государственного Совета РК Владимира Константинова на открытии III Международного Ливадийского форума - «Политика»


Уважаемые, коллеги, друзья, единомышленники!

Наш форум в этом году посвящён состоянию и перспективам развития русского языка - базовому явлению Русского мира, его главной ценности, нашему общему достоянию.
Русский язык для нас — безусловная святыня. В нём — генетический код нашей цивилизации, опыт и мудрость десятков поколений наших предков.

В нём — ключ единства, взаимопонимания и непобедимости нашего народа.
Не случайно враги Русского мира так яростно атакуют позиции русского языка, всячески пытаясь ограничить сферу его применения и ареал распространения.

Мы в Крыму долгие годы испытывали эти атаки непосредственно на себе.
Немалых усилий потребовало от крымчан сохранение системы образования на русском языке.

Достаточно напомнить, что по всей Украине, кроме Крыма, она была уничтожена задолго до прихода в Киеве к власти откровенных русофобов.

Мы отстаивали свое право не просто изучать русский язык, но и использовать его во всех сферах жизни республики, в том числе и на законодательном уровне.

Но здесь борьба шла с переменным успехом.

В свое время Киев упразднил крымскую Конституцию 1992 года, наделявшую статусом государственных крымскотатарский, русский и украинский языки. При этом монополизировал право решать, на каком языке региональная и муниципальная власть должна общаться со своими гражданами, распространение какого языка следует искусственно насаждать, а какого — целенаправленно сдерживать и сокращать.

Замечу, что норму нашего Основного Закона о трёх государственных языках республики мы восстановили в ныне действующей крымской Конституции уже после своего возвращения в Россию.

Теперь мы вновь пишем свои законы сами. И пишем их в интересах всех крымчан.

Россия вернула нам это право, которого мы два десятка лет были лишены.

Я позволил себе напомнить о некоторых обстоятельствах нашей борьбы за русский язык потому, что без неё не было бы никакой Крымской весны, не было бы такого порыва крымчан, который сделал возможным наше стремительное и безболезненное возвращение в Россию.

В те дни весь мир обошло изображение российского солдата, к ногам которого прижимается кот. На некоторых версиях этой картинки кот благодарит солдата: «Спасибо, что я теперь не «кит». Это, конечно, шутка, но в ней скрыт глубокий смысл: сохраняя своё право говорить, получать образование, вести дела, думать на русском языке мы отстаивали свою идентичность, своё право быть самими собой.

Именно этого собирались нас лишить все эти украинизаторы и их западные спонсоры.

Причем, не только крымчан, но и всех жителей Украины.

Кое-где им это удалось. Иначе не уничтожались бы сейчас на Украине памятники героям Великой Отечественной войны, не бродили бы по улицам украинских городов зигующие молодчики со свастиками и портретами гитлеров, бандер и прочих мерзавцев, не шли бы по приказу Порошенко молодые люди с запорошенными мозгами убивать своих соотечественников на Донбасс.

Но у нас в Крыму, на Юго-Востоке Украины попытки лишить нас русской, общероссийской идентичности получили решительный отпор. За право оставаться самими собой люди готовы были идти на конфликт с украинской властью, рисковать карьерой и личным благополучием, своей жизнью.

Сейчас за это право они сражаются с оружием с руках, томятся в застенках СБУ или находятся в изгнании.

Все эти люди — истинные герои Русского мира, забывать о которых или проходить мимо, не оказав посильной помощи, мы не имеем права.

Борьбу за Русский мир, за нашу цивилизационную идентичность сводить к распространению русского языка конечно не следует. Всё значительно сложнее.

Сегодня самые большие гадости о России, русском народе, русской культуре говорят на чистейшем русском языке.

На нём требуют его запрета, на нём проклинают наших национальных героев, порочат наши святыни.

При этом, такие русскоязычные русофобы позволяют себе цинично глумиться над проблемами наших соотечественников, заявляя, что, мол, общаться на русском языке никому не запрещено.

Нам важно не только всячески способствовать распространению русского языка, но и учитывать, посредством каких образцов он распространяется.

Нам следует всячески способствовать, чтобы наш родной язык продвигался через усвоение наивысших этических и эстетических достижений нашей культуры.

Следующая угроза — подгонка русского языка под этакие «среднеевропейские стандарты», что означает дальнейшее упрощение, я бы сказал — сужение — нашего культурного кода.

Совсем скоро мы отметим сто лет осуществлению последней реформы русского языка, лишившей наш алфавит четырёх букв и упростившей правила правописания. Вековой юбилей — достаточный срок для подведения итогов.

Думаю, это, в первую очередь, дело профессиональных филологов. Но мой вывод таков: вслед за упрощением графики и орфографии упростилась, а значит — стала беднее русская речь.

И бессмысленной выглядит ссылка на то, что и после такого упрощения в русском алфавите по-прежнему 33 буквы, когда в испанском — всего 27, а в английском, немецком и французском и того меньше — 26.

Это их, западный цивилизационный код. Нам же стоит обратить внимание на опыт Японии и Китая, которые упрямо придерживаются традиционной для них иероглифической письменности. И это не помешало им стать самыми динамичными экономиками второй половины XX века и лидерами современного мира. Но при этом — позволило сохранить свою идентичность, остаться оригинальными цивилизациями.

Ещё одна угроза: засорение русского языка бездумными заимствованиями, целым потоком слов, не укоренённых ни в нашей речи, ни в нашей культуре, ни в нашей повседневности.

Я неоднократно обращал внимание на это иноземное нашествие и повторю: необходимы всесторонние усилия, чтобы его остановить.

Речь не идёт об отказе от слов иностранного происхождения вообще. Это неразумно, да и невозможно.

Масса заимствованных терминов вживлена в единую ткань нашего родного языка. Речь о словах инородных, поражающих и разрушающих эту ткань. От них нужна защита, способы которой, думаю, вполне могут быть выработаны и в рамках нашего фестиваля «Великое русское слово».

Уважаемые коллеги! События последних лет и десятилетий наглядно демонстрируют, что гуманитарные вопросы в современной политике занимают далеко не второстепенное место.

Можно быть ядерной державой, иметь тысячи боеголовок и десятки тысяч танков, но если утрачена идентичность — бери эту державу голыми руками, со всеми её боеголовками и танками.

Мы умеем делать лучшее в мире оружие, получили в наследство от наших предков науку побеждать на полях сражений.

Теперь же нам следует научиться быть не менее успешными в гуманитарной сфере, в информационном поле, в борьбе идей.

Надеюсь, что наш форум, наша работа на многочисленных площадках фестиваля «Великое русское слово» внесёт свой весомый вклад в решение этой стратегической задачи.

6 июня 2017 г.
пгт. Ливадия, Ялта


Уважаемые, коллеги, друзья, единомышленники! Наш форум в этом году посвящён состоянию и перспективам развития русского языка - базовому явлению Русского мира, его главной ценности, нашему общему достоянию. Русский язык для нас — безусловная святыня. В нём — генетический код нашей цивилизации, опыт и мудрость десятков поколений наших предков. В нём — ключ единства, взаимопонимания и непобедимости нашего народа. Не случайно враги Русского мира так яростно атакуют позиции русского языка, всячески пытаясь ограничить сферу его применения и ареал распространения. Мы в Крыму долгие годы испытывали эти атаки непосредственно на себе. Немалых усилий потребовало от крымчан сохранение системы образования на русском языке. Достаточно напомнить, что по всей Украине, кроме Крыма, она была уничтожена задолго до прихода в Киеве к власти откровенных русофобов. Мы отстаивали свое право не просто изучать русский язык, но и использовать его во всех сферах жизни республики, в том числе и на законодательном уровне. Но здесь борьба шла с переменным успехом. В свое время Киев упразднил крымскую Конституцию 1992 года, наделявшую статусом государственных крымскотатарский, русский и украинский языки. При этом монополизировал право решать, на каком языке региональная и муниципальная власть должна общаться со своими гражданами, распространение какого языка следует искусственно насаждать, а какого — целенаправленно сдерживать и сокращать. Замечу, что норму нашего Основного Закона о трёх государственных языках республики мы восстановили в ныне действующей крымской Конституции уже после своего возвращения в Россию. Теперь мы вновь пишем свои законы сами. И пишем их в интересах всех крымчан. Россия вернула нам это право, которого мы два десятка лет были лишены. Я позволил себе напомнить о некоторых обстоятельствах нашей борьбы за русский язык потому, что без неё не было бы никакой Крымской весны, не было бы такого порыва крымчан, который сделал возможным наше стремительное и безболезненное возвращение в Россию. В те дни весь мир обошло изображение российского солдата, к ногам которого прижимается кот. На некоторых версиях этой картинки кот благодарит солдата: «Спасибо, что я теперь не «кит». Это, конечно, шутка, но в ней скрыт глубокий смысл: сохраняя своё право говорить, получать образование, вести дела, думать на русском языке мы отстаивали свою идентичность, своё право быть самими собой. Именно этого собирались нас лишить все эти украинизаторы и их западные спонсоры. Причем, не только крымчан, но и всех жителей Украины. Кое-где им это удалось. Иначе не уничтожались бы сейчас на Украине памятники героям Великой Отечественной войны, не бродили бы по улицам украинских городов зигующие молодчики со свастиками и портретами гитлеров, бандер и прочих мерзавцев, не шли бы по приказу Порошенко молодые люди с запорошенными мозгами убивать своих соотечественников на Донбасс. Но у нас в Крыму, на Юго-Востоке Украины попытки лишить нас русской, общероссийской идентичности получили решительный отпор. За право оставаться самими собой люди готовы были идти на конфликт с украинской властью, рисковать карьерой и личным благополучием, своей жизнью. Сейчас за это право они сражаются с оружием с руках, томятся в застенках СБУ или находятся в изгнании. Все эти люди — истинные герои Русского мира, забывать о которых или проходить мимо, не оказав посильной помощи, мы не имеем права. Борьбу за Русский мир, за нашу цивилизационную идентичность сводить к распространению русского языка конечно не следует. Всё значительно сложнее. Сегодня самые большие гадости о России, русском народе, русской культуре говорят на чистейшем русском языке. На нём требуют его запрета, на нём проклинают наших национальных героев, порочат наши святыни. При этом, такие русскоязычные русофобы позволяют себе цинично глумиться над проблемами наших соотечественников, заявляя, что, мол, общаться на русском языке никому не запрещено. Нам важно не только всячески способствовать распространению русского языка, но и учитывать, посредством каких образцов он распространяется. Нам следует всячески способствовать, чтобы наш родной язык продвигался через усвоение наивысших этических и эстетических достижений нашей культуры. Следующая угроза — подгонка русского языка под этакие «среднеевропейские стандарты», что означает дальнейшее упрощение, я бы сказал — сужение — нашего культурного кода. Совсем скоро мы отметим сто лет осуществлению последней реформы русского языка, лишившей наш алфавит четырёх букв и упростившей правила правописания. Вековой юбилей — достаточный срок для подведения итогов. Думаю, это, в первую очередь, дело профессиональных филологов. Но мой вывод таков: вслед за упрощением графики и орфографии упростилась, а значит — стала беднее русская речь. И бессмысленной выглядит ссылка на то, что и после такого упрощения в русском алфавите по-прежнему 33 буквы, когда в испанском — всего 27, а в английском, немецком и французском и того меньше — 26. Это их, западный цивилизационный код. Нам же стоит обратить внимание на опыт Японии и Китая, которые упрямо придерживаются традиционной для них иероглифической письменности. И это не помешало им стать самыми динамичными экономиками второй половины XX века и лидерами современного мира. Но при этом — позволило сохранить свою идентичность, остаться оригинальными цивилизациями. Ещё одна угроза: засорение русского языка бездумными заимствованиями, целым потоком слов, не укоренённых ни в нашей речи, ни в нашей культуре, ни в нашей повседневности. Я неоднократно обращал внимание на это иноземное нашествие и повторю: необходимы всесторонние усилия, чтобы его остановить. Речь не идёт об отказе от слов иностранного происхождения вообще. Это неразумно, да и невозможно. Масса заимствованных терминов вживлена в единую ткань нашего родного языка. Речь о словах инородных, поражающих и разрушающих эту ткань. От них нужна защита, способы которой, думаю, вполне могут быть выработаны и в рамках нашего фестиваля «Великое русское слово». Уважаемые коллеги! События последних лет и десятилетий наглядно демонстрируют, что гуманитарные вопросы в современной политике занимают далеко не второстепенное место. Можно быть ядерной державой, иметь тысячи боеголовок и десятки тысяч танков, но если утрачена идентичность — бери эту державу голыми руками, со всеми её боеголовками и танками. Мы умеем делать лучшее в мире оружие, получили в наследство от наших предков науку побеждать на полях сражений. Теперь же нам следует научиться быть не менее успешными в гуманитарной сфере, в информационном поле, в борьбе идей. Надеюсь, что наш форум, наша работа на многочисленных площадках фестиваля «Великое русское слово» внесёт свой весомый вклад в решение этой стратегической задачи. 6 июня 2017 г. пгт. Ливадия, Ялта

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Новости по теме

Похожие новости дня









Добавить комментарий

показать все комментарии
Рейтинг@Mail.ru