✔ Экспорт через третьи руки - «Экономика Крыма»
Агния 07-апр, 00:00 193 Новости АРК / Экономика - Крыма.В Крыму есть спрос на товары из Белоруссии, но сейчас их поставляют только через посредников. Из-за этого они стоят куда дороже, чем если бы их везли на полуостров напрямую. И это если продукция, выдаваемая за белорусскую, вообще имеет какое-то отношение к дружественной республике. Почему же Белоруссия не стремится зарабатывать на интересе крымчан к своей продукции?
- Мы пытаемся понять, как дать возможность субъектам хозяйствования напрямую заключать контракты на поставку товаров в Крым, - говорит председатель Высшего координационного совета Республиканской конфедерации предпринимательства Республики Беларусь Андрей Копыток. - Белорусские компании активно поставляют свою продукцию во все регионы России, в частности в Краснодарский край. При этом напрямую в Крым товары практически никто не везёт. Почему? Оказалось, что проблема в плохой информированности наших бизнесменов. Здесь и непонимание логистического направления, и заблуждения по поводу существования каких-то ограничений на ввоз товаров в Крым.
Андрей Копыток утверждает, что в среде белорусских предпринимателей о Крыме как потенциальной торговой площадке почти никто не знает: с кем тут можно сотрудничать, какие товары могут заинтересовать жителей полуострова. И наоборот: что можно покупать у крымских производителей и продавать в Белоруссии. При этом проблема санкций, уверяет эксперт, не играет существенной роли: интересы бизнеса не всегда совпадают с политической позицией официального Минска.
- Экономика подстраивается под новую реальность, и появляются целые сферы бизнеса, извлекающие прибыль из сохранения санкционного режима, - объясняет экономист Михаил Слаповский. - Логистика, в том числе, между Крымом и Белоруссией, уже перестроилась, изменилась организация бизнеса. Многие стали зарабатывать в новых условиях, и они не заинтересованы в исторической или политической справедливости. И гражданская позиция тут ни при чём. В то же время, количество запросов, которыми теперь обмениваются контрагенты во время подготовки сделки, и количество людей, вовлечённых в её сопровождение в условиях санкционного режима, возросло в разы. Это неизбежно отражается на конечной стоимости белорусских товаров, которые мы видим на полках специализированных магазинов и в супермаркетах.
Между тем даже при отсутствии прямых поставок Республика Беларусь как торговый партнёр занимает одну из лидирующих позиций по импорту в Крым, обходя Турцию и уступая лишь Украине. По данным Федеральной таможенной службы РФ, на Белоруссию приходится более 20% импорта в Крым. Речь идёт, в первую очередь, о продовольственных товарах. Например, в прошлом году Белоруссия отправила на полуостров почти полторы тысячи тонн агротоваров. Помимо этого, республика поставляет на полуостров тяжёлую технику.
Что касается экспорта из Крыма в Белоруссию, то основную его долю составляют эфирные масла, пластмассы и другая продукция химической промышленности. Ещё одна доходная статья - электрические машины и железнодорожное оборудование.
С целью познакомить бизнес-сообщество двух республик с другими перспективными для продвижения на рынке товарами на этот год запланировано проведение нескольких выставок и ярмарок, презентующих крымскую продукцию в Белоруссии и наоборот. Поскольку границы пока закрыты, все мероприятия будут проходить в онлайн-формате. Однако новые технологии позволяют создавать 3D-модели всех видов продукции, что даёт возможность получить более полное представление об ассортименте, не выезжая в регион производителя.
- За 2020 год по очевидным причинам торгово-экономическое сотрудничество между Крымом и Белоруссией немного сократилось в объёмах: товарооборот снизился на 17,9%, - констатирует замес-
титель торгового представителя Российской Федерации в Республике Беларусь Залина Кобесова. - При этом экспорт снизился больше, чем импорт. Но если проанализировать начало этого года, ситуация уже внушает оптимизм. Только за январь рост товарооборота между республиками увеличился на 26,2% в разделе экспорта и на 46,7% - импорта. Если такая динамика сохранится, можно считать, что спад, наблюдавшийся в прошлом году, будет успешно преодолён.
Крым и Республика Беларусь могут ещё больше укрепить своё экономическое сотрудничество, если договорятся о запуске прямого авиа- и железнодорожного сообщения. Обе стороны от этого только выиграют, уверен замдиректора Института стран СНГ Владимир Евсеев. Открытие прямых направлений, ликвидированных в 2014 году после «Крымской весны» в связи с введёнными Западом санкция-
ми и лояльным отношением к ним официального Минска, позволит увеличить не только товарный, но и туристический поток из Белоруссии.
- Мы нацелены на то, чтобы в Крыму было как можно больше белорусских продуктов, которые через крымские порты можно поставлять на Ближний Восток и в Северную Африку, - поясняет зампредседателя Совета министров РК - постоянный представитель РК при президенте РФ Георгий Мурадов. - Мы также надеемся на увеличение туристического потока из Белоруссии. Но для этого нужны прочные прямые железнодорожные и авиационные связи. Это одна из тем, по которой мы сейчас работаем.
Среди белорусских товаров наибольшей популярностью у крымчан пользуются продукты и косметика. Фото Александра КАДНИКОВА. В Крыму есть спрос на товары из Белоруссии, но сейчас их поставляют только через посредников. Из-за этого они стоят куда дороже, чем если бы их везли на полуостров напрямую. И это если продукция, выдаваемая за белорусскую, вообще имеет какое-то отношение к дружественной республике. Почему же Белоруссия не стремится зарабатывать на интересе крымчан к своей продукции? - Мы пытаемся понять, как дать возможность субъектам хозяйствования напрямую заключать контракты на поставку товаров в Крым, - говорит председатель Высшего координационного совета Республиканской конфедерации предпринимательства Республики Беларусь Андрей Копыток. - Белорусские компании активно поставляют свою продукцию во все регионы России, в частности в Краснодарский край. При этом напрямую в Крым товары практически никто не везёт. Почему? Оказалось, что проблема в плохой информированности наших бизнесменов. Здесь и непонимание логистического направления, и заблуждения по поводу существования каких-то ограничений на ввоз товаров в Крым. Андрей Копыток утверждает, что в среде белорусских предпринимателей о Крыме как потенциальной торговой площадке почти никто не знает: с кем тут можно сотрудничать, какие товары могут заинтересовать жителей полуострова. И наоборот: что можно покупать у крымских производителей и продавать в Белоруссии. При этом проблема санкций, уверяет эксперт, не играет существенной роли: интересы бизнеса не всегда совпадают с политической позицией официального Минска. - Экономика подстраивается под новую реальность, и появляются целые сферы бизнеса, извлекающие прибыль из сохранения санкционного режима, - объясняет экономист Михаил Слаповский. - Логистика, в том числе, между Крымом и Белоруссией, уже перестроилась, изменилась организация бизнеса. Многие стали зарабатывать в новых условиях, и они не заинтересованы в исторической или политической справедливости. И гражданская позиция тут ни при чём. В то же время, количество запросов, которыми теперь обмениваются контрагенты во время подготовки сделки, и количество людей, вовлечённых в её сопровождение в условиях санкционного режима, возросло в разы. Это неизбежно отражается на конечной стоимости белорусских товаров, которые мы видим на полках специализированных магазинов и в супермаркетах. Между тем даже при отсутствии прямых поставок Республика Беларусь как торговый партнёр занимает одну из лидирующих позиций по импорту в Крым, обходя Турцию и уступая лишь Украине. По данным Федеральной таможенной службы РФ, на Белоруссию приходится более 20% импорта в Крым. Речь идёт, в первую очередь, о продовольственных товарах. Например, в прошлом году Белоруссия отправила на полуостров почти полторы тысячи тонн агротоваров. Помимо этого, республика поставляет на полуостров тяжёлую технику. Что касается экспорта из Крыма в Белоруссию, то основную его долю составляют эфирные масла, пластмассы и другая продукция химической промышленности. Ещё одна доходная статья - электрические машины и железнодорожное оборудование. С целью познакомить бизнес-сообщество двух республик с другими перспективными для продвижения на рынке товарами на этот год запланировано проведение нескольких выставок и ярмарок, презентующих крымскую продукцию в Белоруссии и наоборот. Поскольку границы пока закрыты, все мероприятия будут проходить в онлайн-формате. Однако новые технологии позволяют создавать 3D-модели всех видов продукции, что даёт возможность получить более полное представление об ассортименте, не выезжая в регион производителя. - За 2020 год по очевидным причинам торгово-экономическое сотрудничество между Крымом и Белоруссией немного сократилось в объёмах: товарооборот снизился на 17,9%, - констатирует замес- титель торгового представителя Российской Федерации в Республике Беларусь Залина Кобесова. - При этом экспорт снизился больше, чем импорт. Но если проанализировать начало этого года, ситуация уже внушает оптимизм. Только за январь рост товарооборота между республиками увеличился на 26,2% в разделе экспорта и на 46,7% - импорта. Если такая динамика сохранится, можно считать, что спад, наблюдавшийся в прошлом году, будет успешно преодолён. Крым и Республика Беларусь могут ещё больше укрепить своё экономическое сотрудничество, если договорятся о запуске прямого авиа- и железнодорожного сообщения. Обе стороны от этого только выиграют, уверен замдиректора Института стран СНГ Владимир Евсеев. Открытие прямых направлений, ликвидированных в 2014 году после «Крымской весны» в связи с введёнными Западом санкция- ми и лояльным отношением к ним официального Минска, позволит увеличить не только товарный, но и туристический поток из Белоруссии. - Мы нацелены на то, чтобы в Крыму было как можно больше белорусских продуктов, которые через крымские порты можно поставлять на Ближний Восток и в Северную Африку, - поясняет зампредседателя Совета министров РК - постоянный представитель РК при президенте РФ Георгий Мурадов. - Мы также надеемся на увеличение туристического потока из Белоруссии. Но для этого нужны прочные прямые железнодорожные и авиационные связи. Это одна из тем, по которой мы сейчас работаем.