Пётр Толочко: Предавать забвению прошлое - аморально - «Политика Крыма» » Крымские новости

✔ Пётр Толочко: Предавать забвению прошлое - аморально - «Политика Крыма»



Пётр Толочко.

Авторитетный, уважаемый не только в научных кругах, выдающийся советский и украинский учёный историк, археолог, академик Национальной академии наук Украины, член Российской академии наук Пётр Петрович Толочко, отмечает 83-летие. Трудно представить себе, что этого человека кто-то может не знать на Украине и в России. Что кто-то, если и не читал его книг, о них не слышал. Признание его заслуг отмечено орденами «Знак Почёта» (СССР), Дружбы (Россия), князя Ярослава Мудрого III, IV и V степеней (Украина). Автор более 500 научных и популярных работ по археологии восточных славян, Киевской Руси и украинского средневековья 30 лет возглавлял Институт археологии НАН Украины. С 2017 года он - почётный его директор.


Неоценимую поддержку оказал Пётр Толочко крымчанам в те годы, когда на полуострове полным ходом шла насильственная украи-низация. Он приезжал на научные симпозиумы, среди которых -
научно-практическая конференция международного фестиваля «Великое русское слово». Не раз встречался со студентами Таврического национального университета. Его весомое слово звучало громко, без оглядки на тех, кому оно было, как кость в горле, кто вёл страну к губительному «майдану».
Презентуя в ноябре прошлого года в киевском Доме актёра книгу «От Руси до Украины», автор назвал этот труд главным в своей жизни. «Начал его 30 лет назад. Меня уже тогда беспокоило, что с нашей исторической памятью что-то не то. С одной стороны, это забытьё, а с другой стороны, -
желание накинуть современные понятия на исторические термины. Сегодня в нашей родной независимой Украине делается всё, чтобы вытравить из нашей памяти советский период, предать его забвению, объявить аморальным. А ведь жившие тогда наши родители нам передали одну из самых развитых в Европе страну. А что мы
из неё сделали сегодня?..».
То, о чём говорит Пётр То-
лочко со страниц своей главной книги, о чём мы не раз беседовали с ним в Крыму, не просто актуально - многие воп-росы нынче крайне обострились. И, несмотря на то, что к Крыму это теперь не имеет отношения, тревога за сооте-чественников, оставшихся по ту сторону границы, среди которых родственники, друзья, и за судьбу ставшего заложником националистической политики руководства страны народа не покидает.
- Пётр Петрович, что отвечаете своим оппонентам, утверждающим, что патриот Украины должен говорить только на «мове»?
- Не устаю повторять, что язык и патриотизм никак не связаны между собой. Язык служит объединению людей и не должен быть источником постоянного напряжения, чего не понимают горячие головы, взывающие к украинскому патриотизму. Нельзя заставить пожилого человека, который всю жизнь разговаривал по-русски, немедленно перейти на украинский язык. И дело не в принципах, а в том, что не каждому под силу выучить другой язык настолько хорошо, чтобы не стыдно было на нём разговаривать. Надо считаться с тем, что на Украине проживают миллионы этнических русских, для которых отречение от родного языка так же болезненно, как и для украинцев от своего.
- Заработает ли украинский язык в полную силу, когда русский будет окончательно искоренён на территории «незалежной»?
- Беда украинского не в том, что у него такой мощный «конкурент» - родственный русский язык. У украинского языка достаточно внутренних противоречий, которые не дают ему развиваться.
И родились они не сегодня. В 1912 году в Киеве вышла небольшая по объёму книга Ивана Нечуй-Левицкого «Кривое зеркало украинского языка». Писатель возмущался, что украинский литературный язык, сформированный на базе приднепровских диалектов, замусоривается галицким говором. Эта тенденция приобрела особенно угрожающий характер, после того как в Киев возвратился Михаил Грушевский и перенёс туда целый ряд галицких журналов. Нечуй-Левицкий был недоволен, что Грушевский внедряет «нахрапом на Украине галицкий книжный язык и правописание», чем, по сути, «роет такую яму, в которой можно навеки похоронить украинскую литературу». Гнев писателя был вызван не только многочисленными полонизмами и германизмами галицкого диалекта, но и его правописанием, которое основывалось на латинском и польском. «Получилось нечто настолько трудное, - писал Нечуй-Левицкий, - что его ни один украинец не мог читать. Этот замысловатый язык отбил охоту у многих украинцев читать украинские книги, отбил охоту к родной литературе». И наши современники растеряны: не могут понять, какой именно литературный язык им надо любить - который в течение многовековой эволюции создался на Украине, или который навязывает украинская диаспора. Подавляющее большинство слов, которые принято считать «русскими» в украинском языке, на самом деле - «древнерусские», и они настолько же русские, насколько украинские. Извлечение их из современного украинского языка было бы равнозначно отречению от нашей древнерусской первородности.
- Вы как-то сказали, что интеллигент должен быть в интеллектуальной оппозиции к власти. Взгляды не поменялись?
- Нисколько. Потому что пришла немыслимая по моим понятиям и критериям власть, которая несёт вред, зло нашей стране, нашему народу, искусственно изолирует от нашей истории. И воспитывает народ в духе безнравственности. Если придёт власть другая, я буду её поддерживать настолько, насколько она будет соответствовать моему представлению о нравственности. Я никогда не стану торговать своими убеждениями, идеалами.
- Вам не угрожают за ваши взгляды?
- Не без этого. Националис-ты пишут гневные письма, в которых проклинают и обзывают прислужником Москвы, путинцем, хотя с Путиным я никогда не виделся. Но приходят письма и от разделяющих мою точку зрения. Один человек даже экспромт сочинил на одной из конференций и прочитал его с трибуны, а я запомнил: «Волнуюсь, как в прямом эфире, вот сформулирую и точка. Немало бестолочей в мире, но, слава Богу, есть Толочко». Жаль, что уходят из жизни украинцев классики русской литературы. Среди них -
Некрасов, слова которого я всё чаще вспоминаю: «Грядущее опоры лишено, прошедшее поругано жестоко…». Может быть, никогда так жестоко не было поругано прошлое, как сейчас. Грядущее, конечно же, лишено опоры. А уж о поруганном
прошлом и говорить нечего…
- Какой должна быть, по-вашему, стратегия развития Украины?
- Согласованная с национальной стратегией развития России, Белоруссии и, может быть, шире - стран постсоветского пространства. Если мы хотим сохранить себя как нация, наше место не в Европе, потому что запад - католичес-кий и протестантский, а мы православные по тысячелетней истории, по культуре, и если мы не выберем стратегическое направление восточное, то можем потерять свою идентичность духовную, культурную и совершенно измениться. Хорошо это или плохо - вопрос философский. Многие считают, что ничего в этом нет страшного. А я считаю, что это безнравственно: отрежем себя от корней, и превратимся в перекати-поле.


Пётр Толочко. Авторитетный, уважаемый не только в научных кругах, выдающийся советский и украинский учёный историк, археолог, академик Национальной академии наук Украины, член Российской академии наук Пётр Петрович Толочко, отмечает 83-летие. Трудно представить себе, что этого человека кто-то может не знать на Украине и в России. Что кто-то, если и не читал его книг, о них не слышал. Признание его заслуг отмечено орденами «Знак Почёта» (СССР), Дружбы (Россия), князя Ярослава Мудрого III, IV и V степеней (Украина). Автор более 500 научных и популярных работ по археологии восточных славян, Киевской Руси и украинского средневековья 30 лет возглавлял Институт археологии НАН Украины. С 2017 года он - почётный его директор. Неоценимую поддержку оказал Пётр Толочко крымчанам в те годы, когда на полуострове полным ходом шла насильственная украи-низация. Он приезжал на научные симпозиумы, среди которых - научно-практическая конференция международного фестиваля «Великое русское слово». Не раз встречался со студентами Таврического национального университета. Его весомое слово звучало громко, без оглядки на тех, кому оно было, как кость в горле, кто вёл страну к губительному «майдану». Презентуя в ноябре прошлого года в киевском Доме актёра книгу «От Руси до Украины», автор назвал этот труд главным в своей жизни. «Начал его 30 лет назад. Меня уже тогда беспокоило, что с нашей исторической памятью что-то не то. С одной стороны, это забытьё, а с другой стороны, - желание накинуть современные понятия на исторические термины. Сегодня в нашей родной независимой Украине делается всё, чтобы вытравить из нашей памяти советский период, предать его забвению, объявить аморальным. А ведь жившие тогда наши родители нам передали одну из самых развитых в Европе страну. А что мы из неё сделали сегодня?». То, о чём говорит Пётр То- лочко со страниц своей главной книги, о чём мы не раз беседовали с ним в Крыму, не просто актуально - многие воп-росы нынче крайне обострились. И, несмотря на то, что к Крыму это теперь не имеет отношения, тревога за сооте-чественников, оставшихся по ту сторону границы, среди которых родственники, друзья, и за судьбу ставшего заложником националистической политики руководства страны народа не покидает. - Пётр Петрович, что отвечаете своим оппонентам, утверждающим, что патриот Украины должен говорить только на «мове»? - Не устаю повторять, что язык и патриотизм никак не связаны между собой. Язык служит объединению людей и не должен быть источником постоянного напряжения, чего не понимают горячие головы, взывающие к украинскому патриотизму. Нельзя заставить пожилого человека, который всю жизнь разговаривал по-русски, немедленно перейти на украинский язык. И дело не в принципах, а в том, что не каждому под силу выучить другой язык настолько хорошо, чтобы не стыдно было на нём разговаривать. Надо считаться с тем, что на Украине проживают миллионы этнических русских, для которых отречение от родного языка так же болезненно, как и для украинцев от своего. - Заработает ли украинский язык в полную силу, когда русский будет окончательно искоренён на территории «незалежной»? - Беда украинского не в том, что у него такой мощный «конкурент» - родственный русский язык. У украинского языка достаточно внутренних противоречий, которые не дают ему развиваться. И родились они не сегодня. В 1912 году в Киеве вышла небольшая по объёму книга Ивана Нечуй-Левицкого «Кривое зеркало украинского языка». Писатель возмущался, что украинский литературный язык, сформированный на базе приднепровских диалектов, замусоривается галицким говором. Эта тенденция приобрела особенно угрожающий характер, после того как в Киев возвратился Михаил Грушевский и перенёс туда целый ряд галицких журналов. Нечуй-Левицкий был недоволен, что Грушевский внедряет «нахрапом на Украине галицкий книжный язык и правописание», чем, по сути, «роет такую яму, в которой можно навеки похоронить украинскую литературу». Гнев писателя был вызван не только многочисленными полонизмами и германизмами галицкого диалекта, но и его правописанием, которое основывалось на латинском и польском. «Получилось нечто настолько трудное, - писал Нечуй-Левицкий, - что его ни один украинец не мог читать. Этот замысловатый язык отбил охоту у многих украинцев читать украинские книги, отбил охоту к родной литературе». И наши современники растеряны: не могут понять, какой именно литературный язык им надо любить - который в течение многовековой эволюции создался на Украине, или который навязывает украинская диаспора. Подавляющее большинство слов, которые принято считать «русскими» в украинском языке, на самом деле - «древнерусские», и они настолько же русские, насколько украинские. Извлечение их из современного украинского языка было бы равнозначно отречению от нашей древнерусской первородности. - Вы как-то сказали, что интеллигент должен быть в интеллектуальной оппозиции к власти. Взгляды не поменялись? - Нисколько. Потому что пришла немыслимая по моим понятиям и критериям власть, которая несёт вред, зло нашей стране, нашему народу, искусственно изолирует от нашей истории. И воспитывает народ в духе безнравственности. Если придёт власть другая, я буду её поддерживать настолько, насколько она будет соответствовать моему представлению о нравственности. Я никогда не стану торговать своими убеждениями, идеалами. - Вам не угрожают за ваши взгляды? - Не без этого. Националис-ты пишут гневные письма, в которых проклинают и обзывают прислужником Москвы, путинцем, хотя с Путиным я никогда не виделся. Но приходят письма и от разделяющих мою точку зрения. Один человек даже экспромт сочинил на одной из конференций и прочитал его с трибуны, а я запомнил: «Волнуюсь, как в прямом эфире, вот сформулирую и точка. Немало бестолочей в мире, но, слава Богу, есть Толочко». Жаль, что уходят из жизни украинцев классики русской литературы. Среди них - Некрасов, слова которого я всё чаще вспоминаю: «Грядущее опоры лишено, прошедшее поругано жестоко…». Может быть, никогда так жестоко не было поругано прошлое, как сейчас. Грядущее, конечно же, лишено опоры. А уж о поруганном прошлом и говорить нечего… - Какой должна быть, по-вашему, стратегия развития Украины? - Согласованная с национальной стратегией развития России, Белоруссии и, может быть, шире - стран постсоветского пространства. Если мы хотим сохранить себя как нация, наше место не в Европе, потому что запад - католичес-кий и протестантский, а мы православные по тысячелетней истории, по культуре, и если мы не выберем стратегическое направление восточное, то можем потерять свою идентичность духовную, культурную и совершенно измениться. Хорошо это или плохо - вопрос философский. Многие считают, что ничего в этом нет страшного. А я считаю, что это безнравственно: отрежем себя от корней, и превратимся в перекати-поле.

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Новости по теме

Похожие новости дня







Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика