✔ Родные герои - «История»
Parker 27-июл, 12:02 193 Новости АРКВ довоенном Карасубазаре (Белогорске) семью Огрызковых, отца, маму, троих дочерей, очень ценили и любили. Искренние, честные люди, простые труженики, готовые всегда прийти на помощь. Они и работу выбрали такую, чтобы людям добро приносить: Сергей Александрович заведовал почтой, Феодосия Ивановна - врач, Софья Сергеевна - учитель математики, Наталья Сергеевна (в замужестве - Соловьёва) - тоже учитель, биологии, младшая дочь Александра Сергеевна, Саша, школьница-отличница, потом станет врачом-педиатром. Память о родных, о тёте Соне, что погибла в партизанском лесу, бережно хранит Зоя Соловьёва.
Зое Валентиновне 82, она хорошо помнит Великую Отечественную - детская память цепкая на такие события. Помнит, как в конце августа 1941-го провожали на фронт отца Валентина Ивановича, учителя математики и физики, - о нём, о его брате Михаиле Соловьёве, довоенном корреспонденте нашей газеты, «Красный Крым», погибших на фронте, обязательно расскажем.
И тётю Соню женщина помнит немного - она жила отдельно, но часто приходила к сестре, у которой росли маленькие племянницы, старшая Зоечка, младшая Галинка.
- Мне запомнился эпизод - стоит под старой грушей большой чёрный чемодан, а тётя бережно обматывает его ручку белым бинтом, чтобы не натирала руку, - вспоминает Зоя Валентиновна. - Софья Сергеевна родилась в 1912-м, окончила физико-математический факультет Симферопольского пединститута имени Михаила Фрунзе. Получила направление в родной Карасубазар, в среднюю школу - учителем математики. Все вспоминали, какой она была маленькой, хрупкой, нежной женщиной. Любила музыку, играла на пианино, как и все сёстры (любовь к музыке, талант передались и Зое Валентиновне, и её дочери Валерии. - Ред.). Моя тётя вышла замуж за учителя истории Андрея Ивановича Костылёва, но фамилию не меняла. Увы, у них не было детей, так как тётя тяжело переболела в институте, бруцеллезом, а это значило «прощай материнство». Но детей она очень любила, всю нерастраченную материнскую нежность отдавала нам, племянницам, и своим ученикам. И школьники отвечали ей тем же. Десятилетия потом, после войны, к нам, ко мне приходили незнакомые люди, уже взрослые, пожилые, говорили, что учились у тёти. И с уважением, любовью, благодарностью вспоминали её, уроки, слова. Вспоминали, каким замечательным человеком, чутким учителем она была, как безукоризненно аккуратна: всегда её белоснежные блузочки были отглажены - девочки-ученицы мечтали быть похожими на любимую учительницу.
Когда началась война, Андрей Иванович Костылёв ушёл в партизанский отряд, что формировался в Карасубазаре.
С ним в партизаны ушла и жена, Софья Сергеевна Огрызкова. Отряд базировался у села Орталан (Землничное). Совсем немного смогла повоевать медсестра отряда Софья - погибла в первом бою 7 ноября 1941-го. Враги наступали из Морского через Ортлан на Феодосийское шоссе, с одной стороны - немцы, с другой - румыны. Что мог противопоставить хорошо вооружённым фашистам маленький почти безоружный партизанский отряд.
- Знаете, а тропинку, на которой погибла тётя Соня, местные до сих пор называют «Партизанка», - рассказывает читательница. - А её муж выжил в том бою, воевал, пережил страшный голод в первую военную зиму. Его эвакуировали самолётом на Кавказ - больше обессиленный не мог воевать. После войны был директором нашей школы, потом женился. Мы изредка общались. До сих пор помню, как однажды его жена при мне сказала, что Андрей Иванович всю жизнь любил Соню. Во время войны мама моя откуда-то узнала о гибели сестрички, они с Сашей, младшей, плакали по ночам. А своей маме, моей бабушке Феодосии Ивановне, решили ничего не говорить - пусть верит, что дочь жива. Дедушки, Сергея Александровича, тогда уже не было - умер за два года до войны. Я его почти не помню, лишь снимок сохранился: сижу, крохотная, у него на коленях, а глаза у дедушки добрые-добрые. И всё же бабушка, видимо, сердцем почувствовала беду со старшей дочкой. Пришла как-то с дежурства домой, а она фельдшером была в инфекционном отделении, спрашивает маму: «Наточка, что ж ты молчишь, что нашей Сонечки нет?». Как она пережила эту трагедию - не знаю. Никогда не видела бабушку плачущей, хотя, конечно, ночами она рыдала в подушку, переживала. Бабушка была добрейшим человеком, дочек всегда называла ласково: «Наточка, Сонечка, Сашуня»… А мама моя Наталья была большой общественницей, после войны не только учила детей, но и вела драмкружок, школьные виноградарские бригады, а сколько скверов в городе они с учениками посадили… Родные мои, как я их всех люблю…
Младшая дочь, Александра Сергеевна после освобождения Крыма поступила в Симферопольский медицинский институт, как и в школе отлично училась, стала прекрасным врачом-педиатром.
- В 1953-м вышла замуж за одноклассника Ваню, Ивана Ивановича Майбороду, двух сынов вырастили, Василия и Сергея, - продолжает читательница. - Как гордятся они, их семьи, все мы нашим дорогим Иваном. Он ведь тоже фронтовик. Мобилизовали в армию сразу после освобождения Крыма в апреле 1944-го, девятнадцать лет ему было. Оставляли в Карасубазаре писарем в воинской части, но отказался, просил, чтобы на фронт направили - ведь до Победы ещё оставался год. Очень тяжёлый год. Как он славно сражался тогда, какие награды заслужил, 20-летний паренёк: ордена Славы III степени и Отечественной войны II степени за плацдармы на Висле и Одере, медали «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией». Увы, война догнала его в 1978-м - так рано ушёл из жизни, сказалось и ранение, и больное сердце.
В местной газете были опубликованы соболезнования руководителей города и района, коллег (он возглавлял собес). Иван Иванович, необыкновенно честный и порядочный человек, был очень уважаем людьми.
В архиве Министерства обороны страны мы нашли представление крымчанина Ивана Майбороды, ефрейтора ручного пулемётчика 7-й стрелковой роты 691-го Севастопольского стрелкового полка. Представляли к ордену Красной Звезды, а наградили орденом Славы III степени, более высокой наградой по рангу. «При прорыве обороны противника 14 января
1945-го на плацдарме реки Висла, первым ворвался в траншеи противника, расстреливая в упор врага, уничтожил 12 немецких солдат и офицеров. При штурме траншеи, блокируя дзот врага, в составе группы стрелков уничтожил вражеский пулемёт с расчётом.
В этом бою был тяжело ранен». После госпиталя - снова на фронт, до Победы.
- Победа для меня, для дочери и трёх внуков - самый главный, священный праздник, - говорит Зоя Соловьёва. - Праздник со слезами на глазах. Какие славные защитники Отечества навечно в моей семье - папа, Валентин Иванович, дядя Миша, тётя Соня, её муж Андрей Иванович, дядя Ваня. Наши герои. Светлая им память.
В семье Зои Валентиновны гордятся своими родными героями, бережно хранят чудом уцелевшие в войну снимки тех, кто с неё не вернулся, хранят в памяти образы и слова. Гордятся и всегда помнят о Великой Отечественной, о боли и подвиге, о Победе.
Наталья БОЯРИНЦЕВА.
Фото с сайта www.tombs-sevastopol.ru
Памятник на могиле Софьи Огрызковой в балке Деми-Дере над Земляничным. В довоенном Карасубазаре (Белогорске) семью Огрызковых, отца, маму, троих дочерей, очень ценили и любили. Искренние, честные люди, простые труженики, готовые всегда прийти на помощь. Они и работу выбрали такую, чтобы людям добро приносить: Сергей Александрович заведовал почтой, Феодосия Ивановна - врач, Софья Сергеевна - учитель математики, Наталья Сергеевна (в замужестве - Соловьёва) - тоже учитель, биологии, младшая дочь Александра Сергеевна, Саша, школьница-отличница, потом станет врачом-педиатром. Память о родных, о тёте Соне, что погибла в партизанском лесу, бережно хранит Зоя Соловьёва. Зое Валентиновне 82, она хорошо помнит Великую Отечественную - детская память цепкая на такие события. Помнит, как в конце августа 1941-го провожали на фронт отца Валентина Ивановича, учителя математики и физики, - о нём, о его брате Михаиле Соловьёве, довоенном корреспонденте нашей газеты, «Красный Крым», погибших на фронте, обязательно расскажем. И тётю Соню женщина помнит немного - она жила отдельно, но часто приходила к сестре, у которой росли маленькие племянницы, старшая Зоечка, младшая Галинка. - Мне запомнился эпизод - стоит под старой грушей большой чёрный чемодан, а тётя бережно обматывает его ручку белым бинтом, чтобы не натирала руку, - вспоминает Зоя Валентиновна. - Софья Сергеевна родилась в 1912-м, окончила физико-математический факультет Симферопольского пединститута имени Михаила Фрунзе. Получила направление в родной Карасубазар, в среднюю школу - учителем математики. Все вспоминали, какой она была маленькой, хрупкой, нежной женщиной. Любила музыку, играла на пианино, как и все сёстры (любовь к музыке, талант передались и Зое Валентиновне, и её дочери Валерии. - Ред.). Моя тётя вышла замуж за учителя истории Андрея Ивановича Костылёва, но фамилию не меняла. Увы, у них не было детей, так как тётя тяжело переболела в институте, бруцеллезом, а это значило «прощай материнство». Но детей она очень любила, всю нерастраченную материнскую нежность отдавала нам, племянницам, и своим ученикам. И школьники отвечали ей тем же. Десятилетия потом, после войны, к нам, ко мне приходили незнакомые люди, уже взрослые, пожилые, говорили, что учились у тёти. И с уважением, любовью, благодарностью вспоминали её, уроки, слова. Вспоминали, каким замечательным человеком, чутким учителем она была, как безукоризненно аккуратна: всегда её белоснежные блузочки были отглажены - девочки-ученицы мечтали быть похожими на любимую учительницу. Когда началась война, Андрей Иванович Костылёв ушёл в партизанский отряд, что формировался в Карасубазаре. С ним в партизаны ушла и жена, Софья Сергеевна Огрызкова. Отряд базировался у села Орталан (Землничное). Совсем немного смогла повоевать медсестра отряда Софья - погибла в первом бою 7 ноября 1941-го. Враги наступали из Морского через Ортлан на Феодосийское шоссе, с одной стороны - немцы, с другой - румыны. Что мог противопоставить хорошо вооружённым фашистам маленький почти безоружный партизанский отряд. - Знаете, а тропинку, на которой погибла тётя Соня, местные до сих пор называют «Партизанка», - рассказывает читательница. - А её муж выжил в том бою, воевал, пережил страшный голод в первую военную зиму. Его эвакуировали самолётом на Кавказ - больше обессиленный не мог воевать. После войны был директором нашей школы, потом женился. Мы изредка общались. До сих пор помню, как однажды его жена при мне сказала, что Андрей Иванович всю жизнь любил Соню. Во время войны мама моя откуда-то узнала о гибели сестрички, они с Сашей, младшей, плакали по ночам. А своей маме, моей бабушке Феодосии Ивановне, решили ничего не говорить - пусть верит, что дочь жива. Дедушки, Сергея Александровича, тогда уже не было - умер за два года до войны. Я его почти не помню, лишь снимок сохранился: сижу, крохотная, у него на коленях, а глаза у дедушки добрые-добрые. И всё же бабушка, видимо, сердцем почувствовала беду со старшей дочкой. Пришла как-то с дежурства домой, а она фельдшером была в инфекционном отделении, спрашивает маму: «Наточка, что ж ты молчишь, что нашей Сонечки нет?». Как она пережила эту трагедию - не знаю. Никогда не видела бабушку плачущей, хотя, конечно, ночами она рыдала в подушку, переживала. Бабушка была добрейшим человеком, дочек всегда называла ласково: «Наточка, Сонечка, Сашуня»… А мама моя Наталья была большой общественницей, после войны не только учила детей, но и вела драмкружок, школьные виноградарские бригады, а сколько скверов в городе они с учениками посадили… Родные мои, как я их всех люблю… Младшая дочь, Александра Сергеевна после освобождения Крыма поступила в Симферопольский медицинский институт, как и в школе отлично училась, стала прекрасным врачом-педиатром. - В 1953-м вышла замуж за одноклассника Ваню, Ивана Ивановича Майбороду, двух сынов вырастили, Василия и Сергея, - продолжает читательница. - Как гордятся они, их семьи, все мы нашим дорогим Иваном. Он ведь тоже фронтовик. Мобилизовали в армию сразу после освобождения Крыма в апреле 1944-го, девятнадцать лет ему было. Оставляли в Карасубазаре писарем в воинской части, но отказался, просил, чтобы на фронт направили - ведь до Победы ещё оставался год. Очень тяжёлый год. Как он славно сражался тогда, какие награды заслужил, 20-летний паренёк: ордена Славы III степени и Отечественной войны II степени за плацдармы на Висле и Одере, медали «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией». Увы, война догнала его в 1978-м - так рано ушёл из жизни, сказалось и ранение, и больное сердце. В местной газете были опубликованы соболезнования руководителей города и района, коллег (он возглавлял собес). Иван Иванович, необыкновенно честный и порядочный человек, был очень уважаем людьми. В архиве Министерства обороны страны мы нашли представление крымчанина Ивана Майбороды, ефрейтора ручного пулемётчика 7-й стрелковой роты 691-го Севастопольского стрелкового полка. Представляли к ордену Красной Звезды, а наградили орденом Славы III степени, более высокой наградой по рангу. «При прорыве обороны противника 14 января 1945-го на плацдарме реки Висла, первым ворвался в траншеи противника, расстреливая в упор врага, уничтожил 12 немецких солдат и офицеров. При штурме траншеи, блокируя дзот врага, в составе группы стрелков уничтожил вражеский пулемёт с расчётом. В этом бою был тяжело ранен». После госпиталя - снова на фронт, до Победы. - Победа для меня, для дочери и трёх внуков - самый главный, священный праздник, - говорит Зоя Соловьёва. - Праздник со слезами на глазах. Какие славные защитники Отечества навечно в моей семье - папа, Валентин Иванович, дядя Миша, тётя Соня, её муж Андрей Иванович, дядя Ваня. Наши герои. Светлая им память. В семье Зои Валентиновны гордятся своими родными героями, бережно хранят чудом уцелевшие в войну снимки тех, кто с неё не вернулся, хранят в памяти образы и слова. Гордятся и всегда помнят о Великой Отечественной, о боли и подвиге, о Победе. Наталья БОЯРИНЦЕВА. Фото с сайта www.tombs-sevastopol.ru