«Я - учитель!» - «История» » Крымские новости

✔ «Я - учитель!» - «История»


«Я - учитель. Это самое главное, что знаю о себе», - так писала Фрида Абрамовна Вигдорова, журналист, автор нескольких книг об учителях, о нелёгкой, но нужной и благородной профессии. Она и сама была учителем - окончив литературный факультет педагогического училища, несколько лет проработала в школе. Наверное, эти слова, определение пути, естества вслед за нею могут повторить тысячи учителей. Тех, настоящих, сердцем выбравших не профессию, а образ, смысл жизни, не представляющих себя вне школы, требовательных, но справедливых, добрых, искренних, понимающих. Тех, чьи имена и уроки ученики помнят через много лет, а может, и свои профессии выбирают благодаря им. Тем, у кого есть такие учителя, очень повезло. Одна из них - наша постоянная читательница (ещё родители «Красный Крым» выписывали) Галина Борисовна. Она просит не называть фамилию, не хочет «саморекламы», ведь и сама стала таким Учителем, отличник просвещения СССР, человек, чьи уроки, не только математики, но и жизни, с благодарностью вспоминают ученики, давно повзрослевшие.




- Недавно прочитала, что в Крыму не хватает учителей, - рассказывает читательница. - Кто же тогда будет учить наших потомков, будущих врачей, инженеров, учёных, кто выучит будущего главу региона, страны?! Ведь от учителя, от того, чему и, главное, как он учит, как относится к ученикам, многое зависит, будущее на этом строится. Хочу рассказать о профессии, как она выбрала меня, может, кого-то это подтолкнёт из молодёжи подать документы в педагогический. Стать учителем мне захотелось в детстве, по времени я должна была пойти в 4 класс, но успела окончить лишь первый. Великая Отечест­венная, папа, Борис Ильич, был на фронте, а мы с мамой, Басей Наумовной, оказались в эвакуации. Гостеприимный узбекский кишлак, только не было там русской школы.
В те годы помогла мама, которая после тяжёлой работы на поле, несмотря на усталость, ежедневно занималась со мной математикой и русским языком, чтобы не отставала от учёбы. Благодаря маме, в 1944-м, когда вернулись в Симферополь, меня приняли сразу в 6 класс. И я решила тогда стать учителем, чтобы помогать детям получать знания, которые бы пригодились в жизни. Школа, в которую пошла, была замечательная - 12-я средняя женская школа, находилась за Первой Советской больницей (позже она стала носить имя Николая Александровича Семашко). Прекрасные преподаватели, отличный детский коллектив, мы учились, облагораживали территорию, сажая деревья и цветы, занимались общественной работой, участвовали в художественной самодеятельнос­ти - одна большая и дружная семья, учителя и дети. Помню всех учителей, пусть имена некоторых стёрлись из памяти, всё-таки 70 лет прошло после окончания школы, но образы, тёплое отношение, строгость, требовательность, доброта и любовь и теперь согревают. Учительница математики (предмета, который потом выбрала для преподавания и наша читательница. - Ред.) Раи­са Ивановна Фомина научила доверять своим решениям. Был такой случай: я сидела прямо перед учительским столом, на первой парте, решила пример, получив в ответе «1», а сзади стали шептать «-1». Засомневалась, исправила. Раиса Ивановна поставила за работу тоже единицу, кол, хотя все остальные примеры были решены правильно. Это послужило для меня хорошим уроком на всю жизнь: думать своей головой, не списывать.
А потом я училась любить математику у таких же влюблённых в неё учителей Юдифи Самойловны Богуславской и фронтовика Марка Абрамовича Айзендорфа. Благодаря им, сдала на отлично вступительные экзамены в Ленинградский педагогический институт. Вообще, желание стать учителем, посвятить жизнь ученикам крепло в школе год от года, до сих пор с благодарностью вспоминаю классного руководителя и преподавателя химии Викторию Александровну Лейбин, историка Анастасию Дмитриевну, французского языка - Елизавету Николаевну Зелинскую, музыки - Фаину Михайловну, географии - Волошинова, кажется, Владимира, родственника симферопольских подпольщиков Ивана Михайловича и Александры Андреевны.
Галина Борисовна вспоминает, что географию и биологию закончили изучать в 9 классе (школа была десятилетка), сдали выпускные экзамены по этим предметам. Для подготовки к ним, к урокам, папа читательницы собирал статьи из «Красного Крыма», так до 1952-го называлась «Крымская правда». «По биологии сталкивались различные взгляды, шли споры, в учебниках было мало материала, а по географии нужны были местные краеведческие данные».
- Потом пединститут, педагогическая практика, на которой прекрасный учитель-методист, что называется, от Всевышнего, Евгения Леонидовна Калмыкова учила нас быть педагогами, планировать каждую минуту урока, готовиться к ним, как будто к первым в жизни. А ещё учила быть неравнодушными к детям, видеть в них людей, личность, уважать и уделять внимание каждому.
После окончания института Галина Борисовна отказалась от предложения учиться в аспирантуре и на 57 лет «прописалась в школе» - 56 из них - в Симферополе, шес­тая, вторая, сороковая, после частная. С уважением вспоминает директоров этих школ, особенно 2-й и 40-й, одних из самых талантливейших в городе учителей.
- Я очень любила работу, - продолжает читательница. - Шла на встречу с учениками, как на праздник, серьёзно готовилась к урокам, думая не только, что буду объяснять, а как сделать, чтобы дети поняли. Начинала и заканчивала урок словами: «Ко мне есть вопросы?», приучая детей думать, не стесняться спрашивать, что непонятно, искать красивые решения. Молодёжи, что ныне отмахивается от профессии учителя, считая её рутинной, когда «из года в год талдычишь про дважды два», скажу: учитель - одна из самых интересных и творческих профессий. Это всегда общение, возможность самообразования, передачи знаний и опыта другим. Настоящий хороший учитель заботится, чтобы ребёнок рос спокойным, знающим, умелым, чтобы мог рассуждать, делать выводы, понимать и ценить прекрасное, любить свою землю. И неважно, что вы преподаёте - математику, историю, физкультуру - каждым предметом вы учите ребёнка быть личностью, обогащаете его мир. Учитель это не просто «дважды два», это психолог, экскурсовод, актёр, режиссёр… ведь кроме уроков, есть праздничные, внеклас­сные занятия. А ещё учитель должен научить ребят уважать семью и Родину, гордиться ими, быть внимательным к людям, ценить то, что есть у страны, а потом приумножать её успехи. Старалась работать так, как, по моим представлениям, должен работать настоящий учитель, как учили меня, радуюсь, что не подвела своих педагогов, а мои ученики, в большинстве, тоже не подвели, оправдали надежды. Прекрасно сдали вступительные экзамены в вузы, стали отличными специалистами. Горжусь ими! Среди учеников много преподавателей математики, физики, информатики (пошли по моим стопам, как и я в своё время пошла по дороге, данной мне моими учителями), есть инженеры, бухгалтеры, работники музеев и правоохранители. Есть врачи, к примеру, завкафедрой отоларингологии медицинской академии или завтерапевтическим отделением поликлиники №4, офтальмологи, кардиолог, бывшая мэр Симферополя Наталья Маленко - тоже моя ученица. Многие ребята разлетелись за пределы Крыма и России, но помнят и любят свою малую Родину, не забывают старую учительницу. Недавно получила поздравления с праздниками от выпускницы 1988-го, профессора кафедры неврологии Гарвардского университета, а ещё более давний выпускник, главврач Сочинского санатория Министерства обороны, прислал мне свои очень трогательные стихи. Радует, что ученики не забывают, значит, не ошиблась с выбором профессии. Призываю молодых ощутить своё призвание, выбрать профессию учителя, учиться и совершенствоваться, стать настоящими профессионалами. Благодаря ученикам, помнящим, активная жизнь учителя продолжается даже после пенсии. Кого оставят равнодушными такие пожелания: «Оставаться такой же жизнелюбивой с активной жизненной позицией! Одним словом, УЧИТЕЛЕМ, каким вы для нас являетесь всегда, несмотря на бегущие годы». И кого не тронет, если выпускница через 20 лет после окончания школы, посадит в подмосковном лесу дуб - в подарок «От души и для души!» и пришлёт сертификат на это твоё именное дерево. Учителем быть прекрасно - это всегда молодость, ведь с детьми работаешь, это всегда радость открытий, это нелёгкий, но очень благодарный труд.
И очень важно, если учитель попадается настоящий, понимающий, что от него зависит многое. Таким ученикам просто везёт, а таким учителям - низкий поклон, за профессию-жизнь.


«Я - учитель. Это самое главное, что знаю о себе», - так писала Фрида Абрамовна Вигдорова, журналист, автор нескольких книг об учителях, о нелёгкой, но нужной и благородной профессии. Она и сама была учителем - окончив литературный факультет педагогического училища, несколько лет проработала в школе. Наверное, эти слова, определение пути, естества вслед за нею могут повторить тысячи учителей. Тех, настоящих, сердцем выбравших не профессию, а образ, смысл жизни, не представляющих себя вне школы, требовательных, но справедливых, добрых, искренних, понимающих. Тех, чьи имена и уроки ученики помнят через много лет, а может, и свои профессии выбирают благодаря им. Тем, у кого есть такие учителя, очень повезло. Одна из них - наша постоянная читательница (ещё родители «Красный Крым» выписывали) Галина Борисовна. Она просит не называть фамилию, не хочет «саморекламы», ведь и сама стала таким Учителем, отличник просвещения СССР, человек, чьи уроки, не только математики, но и жизни, с благодарностью вспоминают ученики, давно повзрослевшие. - Недавно прочитала, что в Крыму не хватает учителей, - рассказывает читательница. - Кто же тогда будет учить наших потомков, будущих врачей, инженеров, учёных, кто выучит будущего главу региона, страны?! Ведь от учителя, от того, чему и, главное, как он учит, как относится к ученикам, многое зависит, будущее на этом строится. Хочу рассказать о профессии, как она выбрала меня, может, кого-то это подтолкнёт из молодёжи подать документы в педагогический. Стать учителем мне захотелось в детстве, по времени я должна была пойти в 4 класс, но успела окончить лишь первый. Великая Отечест­венная, папа, Борис Ильич, был на фронте, а мы с мамой, Басей Наумовной, оказались в эвакуации. Гостеприимный узбекский кишлак, только не было там русской школы. В те годы помогла мама, которая после тяжёлой работы на поле, несмотря на усталость, ежедневно занималась со мной математикой и русским языком, чтобы не отставала от учёбы. Благодаря маме, в 1944-м, когда вернулись в Симферополь, меня приняли сразу в 6 класс. И я решила тогда стать учителем, чтобы помогать детям получать знания, которые бы пригодились в жизни. Школа, в которую пошла, была замечательная - 12-я средняя женская школа, находилась за Первой Советской больницей (позже она стала носить имя Николая Александровича Семашко). Прекрасные преподаватели, отличный детский коллектив, мы учились, облагораживали территорию, сажая деревья и цветы, занимались общественной работой, участвовали в художественной самодеятельнос­ти - одна большая и дружная семья, учителя и дети. Помню всех учителей, пусть имена некоторых стёрлись из памяти, всё-таки 70 лет прошло после окончания школы, но образы, тёплое отношение, строгость, требовательность, доброта и любовь и теперь согревают. Учительница математики (предмета, который потом выбрала для преподавания и наша читательница. - Ред.) Раи­са Ивановна Фомина научила доверять своим решениям. Был такой случай: я сидела прямо перед учительским столом, на первой парте, решила пример, получив в ответе «1», а сзади стали шептать «-1». Засомневалась, исправила. Раиса Ивановна поставила за работу тоже единицу, кол, хотя все остальные примеры были решены правильно. Это послужило для меня хорошим уроком на всю жизнь: думать своей головой, не списывать. А потом я училась любить математику у таких же влюблённых в неё учителей Юдифи Самойловны Богуславской и фронтовика Марка Абрамовича Айзендорфа. Благодаря им, сдала на отлично вступительные экзамены в Ленинградский педагогический институт. Вообще, желание стать учителем, посвятить жизнь ученикам крепло в школе год от года, до сих пор с благодарностью вспоминаю классного руководителя и преподавателя химии Викторию Александровну Лейбин, историка Анастасию Дмитриевну, французского языка - Елизавету Николаевну Зелинскую, музыки - Фаину Михайловну, географии - Волошинова, кажется, Владимира, родственника симферопольских подпольщиков Ивана Михайловича и Александры Андреевны. Галина Борисовна вспоминает, что географию и биологию закончили изучать в 9 классе (школа была десятилетка), сдали выпускные экзамены по этим предметам. Для подготовки к ним, к урокам, папа читательницы собирал статьи из «Красного Крыма», так до 1952-го называлась «Крымская правда». «По биологии сталкивались различные взгляды, шли споры, в учебниках было мало материала, а по географии нужны были местные краеведческие данные». - Потом пединститут, педагогическая практика, на которой прекрасный учитель-методист, что называется, от Всевышнего, Евгения Леонидовна Калмыкова учила нас быть педагогами, планировать каждую минуту урока, готовиться к ним, как будто к первым в жизни. А ещё учила быть неравнодушными к детям, видеть в них людей, личность, уважать и уделять внимание каждому. После окончания института Галина Борисовна отказалась от предложения учиться в аспирантуре и на 57 лет «прописалась в школе» - 56 из них - в Симферополе, шес­тая, вторая, сороковая, после частная. С уважением вспоминает директоров этих школ, особенно 2-й и 40-й, одних из самых талантливейших в городе учителей. - Я очень любила работу, - продолжает читательница. - Шла на встречу с учениками, как на праздник, серьёзно готовилась к урокам, думая не только, что буду объяснять, а как сделать, чтобы дети поняли. Начинала и заканчивала урок словами: «Ко мне есть вопросы?», приучая детей думать, не стесняться спрашивать, что непонятно, искать красивые решения. Молодёжи, что ныне отмахивается от профессии учителя, считая её рутинной, когда «из года в год талдычишь про дважды два», скажу: учитель - одна из самых интересных и творческих профессий. Это всегда общение, возможность самообразования, передачи знаний и опыта другим. Настоящий хороший учитель заботится, чтобы ребёнок рос спокойным, знающим, умелым, чтобы мог рассуждать, делать выводы, понимать и ценить прекрасное, любить свою землю. И неважно, что вы преподаёте - математику, историю, физкультуру - каждым предметом вы учите ребёнка быть личностью, обогащаете его мир. Учитель это не просто «дважды два», это психолог, экскурсовод, актёр, режиссёр… ведь кроме уроков, есть праздничные, внеклас­сные занятия. А ещё учитель должен научить ребят уважать семью и Родину, гордиться ими, быть внимательным к людям, ценить то, что есть у страны, а потом приумножать её успехи. Старалась работать так, как, по моим представлениям, должен работать настоящий учитель, как учили меня, радуюсь, что не подвела своих педагогов, а мои ученики, в большинстве, тоже не подвели, оправдали надежды. Прекрасно сдали вступительные экзамены в вузы, стали отличными специалистами. Горжусь ими! Среди учеников много преподавателей математики, физики, информатики (пошли по моим стопам, как и я в своё время пошла по дороге, данной мне моими учителями), есть инженеры, бухгалтеры, работники музеев и правоохранители. Есть врачи, к примеру, завкафедрой отоларингологии медицинской академии или завтерапевтическим отделением поликлиники №4, офтальмологи, кардиолог, бывшая мэр Симферополя Наталья Маленко - тоже моя ученица. Многие ребята разлетелись за пределы Крыма и России, но помнят и любят свою малую Родину, не забывают старую учительницу. Недавно получила поздравления с праздниками от выпускницы 1988-го, профессора кафедры неврологии Гарвардского университета, а ещё более давний выпускник, главврач Сочинского санатория Министерства обороны, прислал мне свои очень трогательные стихи. Радует, что ученики не забывают, значит, не ошиблась с выбором профессии. Призываю молодых ощутить своё призвание, выбрать профессию учителя, учиться и совершенствоваться, стать настоящими профессионалами. Благодаря ученикам, помнящим, активная жизнь учителя продолжается даже после пенсии. Кого оставят равнодушными такие пожелания: «Оставаться такой же жизнелюбивой с активной жизненной позицией! Одним словом, УЧИТЕЛЕМ, каким вы для нас являетесь всегда, несмотря на бегущие годы». И кого не тронет, если выпускница через 20 лет после окончания школы, посадит в подмосковном лесу дуб - в подарок «От души и для души!» и пришлёт сертификат на это твоё именное дерево. Учителем быть прекрасно - это всегда молодость, ведь с детьми работаешь, это всегда радость открытий, это нелёгкий, но очень благодарный труд. И очень важно, если учитель попадается настоящий, понимающий, что от него зависит многое. Таким ученикам просто везёт, а таким учителям - низкий поклон, за профессию-жизнь.

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Новости по теме

Похожие новости дня









Добавить комментарий

показать все комментарии
Рейтинг@Mail.ru