Воспевшие полуостров - «История» » Крымские новости

✔ Воспевшие полуостров - «История»


А вы знаете, что есть «морская тачанка»? Для тех, кто из нового поколения и не знает даже об обычной, напомним, тачанка - конная повозка, на которой установлен станковый пулемёт (орудие на специальном станке для устойчивости и высокоточной стрельбы), стреляющий назад по ходу движения. Сегодня это раритет, а в Гражданскую и Великую Оте­чественную войны - одно из главных орудий наших солдат. Морская же тачанка появилась в 1940-м, у нас в Севастополе, благодаря Сергею Алымову и Константину Листову. Нет, это не конструкторы, а поэт и композитор, воспевавшие наш полуостров. И морская тачанка - песня, которую в 1940-м они создали для Ансамбля Черноморского флота - «Эх, солёная вода,/ Ветер на просторе!/ Полюбилось навсегда/ Голубое море. <> В шторм походы нелегки,/ Мы гребцы умелые./ Встретим шторм, мы моряки, -/ Побеждают смелые».


Командировать в Крым


Константин Листов рассказывал, как в 1940-м его и Сергея Алымова Главное политуправление Красной Армии и Флота командировало в Севастополь, чтобы создали морские песни для репертуара ансамбля ЧФ. «Ещё в детстве я влюбился в военных моряков и, в особенности, в Севастополь и Чёрное море, а потому считал себя счастливым воспеть этих людей и море, у которого родился (в Одессе. - Ред.), - цитирует автора сайт «Советская музыка». - По прибытии в Севастополь помчался на Приморский бульвар. Был чудесный денёк, и я долго, долго, как зачарованный, смотрел на орлиный Памятник затопленным кораблям. После направился в Дом флота, где репетировал ансамбль черноморцев. Вошедши в большую комнату, увидел оригинальную картину: все участники хора ансамбля образовали круг, а в середине стоял старичок, игравший на скрипке: он разучивал с ними какую-то песню. Потом меня и Алымова начальник Дома флота представил ансамблю. Побывав на многих кораблях и побеседовав с моряками, мы приступили к работе (создано более десятка песен. - Ред.). Особенно нам хотелось сочинить лихую, задорную песню - ведь меня не раз просили в ансамбле, чтобы написал «Морскую тачанку». И вот мы принесли песню «Эх, солёная вода!» (официальное название. - Ред.) Её участники ансамбля приняли с восторгом, тут же выучили, а на другой день спели её с огромным успехом. Так родилась в этом замечательном ансамбле песня «Эх, солёная вода!», «Морская тачанка», как говорят слушатели, что позже стала популярна во всех ансамблях флотов и флотилий».


«Тачанку» для моряков у композитора просили не зря: ведь именно он сочинил музыку к стихам Михаила Рудермана «Эх тачанка-рос­товчанка,/ Наша гордость и краса,/ Конармейска тачанка,/ Все четыре колеса». И в Крым Константина Листова и Сергея Алымова командировали неслучайно. У каждого уже был опыт не только патриотических военных песен, но и чисто крымских. «В парке Чаир» - на стихи моряка Павла Арского Константин Яковлевич написал в 1938-м. А у Сергея Яковлевича уже были стихотворения «Песня о Сивашских бродах» и «Песня о Фрунзе» - о форсировании Сиваша в 1920-м и окончании Гражданской войны на полуострове: «Расступилось море глубокое,/ Ветер воду выдул на лиман./ Мы брели невиданной тропою,/ Невидимкой сделал нас туман./ Нас искали белыми лучами,/ Батареи били с берегов./ На огонь огнём не отвечая,/ Шли по дну залива на врагов». И для «Крымской правды» композитор и поэт - свои: первый, приезжая в Крым, был гостем, другом редакции, а второй в грозные годы войны помогал нашим коллегам создавать тогда ещё «Красный Крым», его фамилия теперь звучит на поверке в «Бессмертном газетном батальоне» 9 мая.


Сергей Алымов


Он родился 24 марта (по старому стилю) 1892-го на Харьковщине, в 19 лет уже оказался в ссылке «вечного поселения» на Енисее, но бежал в Китай, вернувшись в Россию лишь в 1926-м. И сразу стал популярным, создавая вместе с композитором Александром Александровым, руководителем Ансамбля песни и пляски Центрального дома Красной Армии имени Михаила Фрунзе, репертуар коллектива. Вспомним лишь - «Бейте с неба, самолёты,/ Крой, бойцы, во все штыки,/ Застрочили пулемёты,/ В бой идут большевики»… А спустя три года поэта арестовали и отправили возводить Беломоро-Балтийский канал, впрочем, и там он творил: редактировал газету, писал песни и стал одним из авторов книги о стройке. В середине тридцатых амнистирован, а в 1939-м за создание патриотических песен даже награждён орденом «Знак Почёта». 




Сергей Алымов. Фото из открытых источников.

 


В конце 1941-го направлен в Севастополь - просил о том представителя Ставки Верховного Главнокомандования Клима Ворошилова. Командир 7-й бригады морской пехоты Евгений Жидилов вспоминал, что «Соболев (писатель Леонид Соболев. - Ред.) и Алымов облазили весь Севастопольский фронт. Их пламенное слово согревало в окопах, вливало в людей бодрость, силу, уверенность в Победе!». Командир лидера эсминцев «Ташкент» Василий Ерошенко писал, что «на корабле Алымова знали все, его стихотворение «Чудесный корабль» о нашем «голубом красавце» навсегда осталось дорогой памятью о пережитых боевых днях». А в личном фонде автора стихотворений «Наш флот», «Нахимов» в Госархиве литературы и искусства хранятся засушенные незабудки, что подарили ему на вечере в 172-й стрелковой дивизии. Когда пал Севастополь, поэт, раненный в боях за город, награждённый медалью за оборону, твёрдо знал:
«Мы немцев прогоним из Крыма,/ Вернём Севастополь назад!»…


Сергея Алымова не стало 29 апреля 1948-го. На Волге вскоре появился пароход в его честь, в Москве вышел сборник «Избранное»… А вот собрать в отдельную книгу всё написанное в Севастополе, где в дни обороны отметил полувековой юбилей, так и не успел, но в Музее героической обороны и освобождения города хранятся рукописи, фотографии, листок из фронтового блокнота.


Константин Листов


Он родился 19 сентября (по старому стилю) 1900-го, в 17 лет, воплощая детскую мечту, окончил музыкальное училище Русского музыкального общества в Царицыне (Волгоград), потом ушёл доб­ровольцем в Красную Армию - пулемётчик сражался с белогвардейцами, а после боёв руководил созданным хором. В 22 года окончил Саратовскую консерваторию, работал дирижёром, писал мелодии к спектаклям. Крымская тематика в творчестве Константина Листова появилась раньше, чем он побывал на полуострове: «В парке Чаир распускаются розы,/ В парке Чаир расцветает миндаль./ Снятся твои золотистые косы,/ Снится весёлая звонкая даль». Позже увидев те самые розы, описанные моряком-черноморцем Павлом Арским, в парке Чаир, бывшей усадьбе великого князя Николая Романова, на границе Гаспры, Мисхора и Кореиза, композитор был поражён великолепием - сотни кустов лучших мировых сор­тов цвели круглый год, даже революционное лихолетие не смогло уничтожить творение садовода Алексея Новичкова. И лёгкая мелодия романса зазвучала по стране, даже в кино появилась: «Горячий снег», снятом Гавриилом Егиазаровым по роману Юрия Бондарева, - в окопах между боями её напевают защитники Сталинграда.




Константин Листов. Фото из открытого источника.

 


На фронте был и сам Константин Яковлевич - композитор Главного полит­управления ВМФ, проводил просветительскую работу на кораблях и в частях, за что, как и Сергей Алымов, награждён орденом Красной Звезды. Кстати, композитором созданы мелодии на стихи Алексея Суркова, «Бьётся в тесной печурке огонь», и «Жди меня» Константина Симонова. А любимому Севастополю посвящены «Идёт моряк по Севастополю» на стихи Станислава Штраус-Фёдорова, «Огни Инкерманского створа», Вадима Малкова…


Но самая известная крымская мелодия написана в 1955-м. «Мне хотелось писать о Севастополе наших дней, восставшем, как птица Феникс, из пепла, светлом, чистом и бесконечно близком всем советским людям, - вспоминал Константин Листов. - Вечер. Наступает прохлада. Матросы в белоснежных форменках устремляются на берег, их ждут подруги на Матросском бульваре. Все собираются вокруг оркестра или баяниста, моряки и девушки шутят, танцуют. А наутро - корабли снова уходят в море, каждый думает о своём. Таким я вижу Севастополь сегодня, таким люблю его!». Мелодия появилась, а стихотворения не находилось, выручил друг, тоже влюблённый в Севастополь, Георгий Рублёв. За четыре дня родились строки: «Тихо плещет волна,/ Ярко светит луна,/ Мы вдоль берега моря идём/ И поём,/ И поём,/ И шумит над головой/ Сад осеннею листвой». Название Георгий Львович, для которого это была, увы, последняя работа, придумал, лишь услышав первые звуки мелодии - «Севастопольский вальс», а строки припева «Севастопольский вальс,/ Золотые деньки,/ Нам светили в пути не раз/ Вдалеке маяки» поэт и композитор придумали вместе. В 1961-м из песни, с помощью Елены Гальпериной и Юлия Анненкова, появилась и оперетта «Севастопольский вальс», история войны, любви и жизни.


Народного артиста РСФСР Константина Листова не стало в 1983-м, но его мелодии и теперь звучат легко и красиво. Сергей Алымов, Константин Листов… лишь два автора из множества творцов, воспевавших наш Крым. Вспомним.


А вы знаете, что есть «морская тачанка»? Для тех, кто из нового поколения и не знает даже об обычной, напомним, тачанка - конная повозка, на которой установлен станковый пулемёт (орудие на специальном станке для устойчивости и высокоточной стрельбы), стреляющий назад по ходу движения. Сегодня это раритет, а в Гражданскую и Великую Оте­чественную войны - одно из главных орудий наших солдат. Морская же тачанка появилась в 1940-м, у нас в Севастополе, благодаря Сергею Алымову и Константину Листову. Нет, это не конструкторы, а поэт и композитор, воспевавшие наш полуостров. И морская тачанка - песня, которую в 1940-м они создали для Ансамбля Черноморского флота - «Эх, солёная вода,/ Ветер на просторе!/ Полюбилось навсегда/ Голубое море. В шторм походы нелегки,/ Мы гребцы умелые./ Встретим шторм, мы моряки, -/ Побеждают смелые». Командировать в Крым Константин Листов рассказывал, как в 1940-м его и Сергея Алымова Главное политуправление Красной Армии и Флота командировало в Севастополь, чтобы создали морские песни для репертуара ансамбля ЧФ. «Ещё в детстве я влюбился в военных моряков и, в особенности, в Севастополь и Чёрное море, а потому считал себя счастливым воспеть этих людей и море, у которого родился (в Одессе. - Ред.), - цитирует автора сайт «Советская музыка». - По прибытии в Севастополь помчался на Приморский бульвар. Был чудесный денёк, и я долго, долго, как зачарованный, смотрел на орлиный Памятник затопленным кораблям. После направился в Дом флота, где репетировал ансамбль черноморцев. Вошедши в большую комнату, увидел оригинальную картину: все участники хора ансамбля образовали круг, а в середине стоял старичок, игравший на скрипке: он разучивал с ними какую-то песню. Потом меня и Алымова начальник Дома флота представил ансамблю. Побывав на многих кораблях и побеседовав с моряками, мы приступили к работе (создано более десятка песен. - Ред.). Особенно нам хотелось сочинить лихую, задорную песню - ведь меня не раз просили в ансамбле, чтобы написал «Морскую тачанку». И вот мы принесли песню «Эх, солёная вода!» (официальное название. - Ред.) Её участники ансамбля приняли с восторгом, тут же выучили, а на другой день спели её с огромным успехом. Так родилась в этом замечательном ансамбле песня «Эх, солёная вода!», «Морская тачанка», как говорят слушатели, что позже стала популярна во всех ансамблях флотов и флотилий». «Тачанку» для моряков у композитора просили не зря: ведь именно он сочинил музыку к стихам Михаила Рудермана «Эх тачанка-рос­товчанка,/ Наша гордость и краса,/ Конармейска тачанка,/ Все четыре колеса». И в Крым Константина Листова и Сергея Алымова командировали неслучайно. У каждого уже был опыт не только патриотических военных песен, но и чисто крымских. «В парке Чаир» - на стихи моряка Павла Арского Константин Яковлевич написал в 1938-м. А у Сергея Яковлевича уже были стихотворения «Песня о Сивашских бродах» и «Песня о Фрунзе» - о форсировании Сиваша в 1920-м и окончании Гражданской войны на полуострове: «Расступилось море глубокое,/ Ветер воду выдул на лиман./ Мы брели невиданной тропою,/ Невидимкой сделал нас туман./ Нас искали белыми лучами,/ Батареи били с берегов./ На огонь огнём не отвечая,/ Шли по дну залива на врагов». И для «Крымской правды» композитор и поэт - свои: первый, приезжая в Крым, был гостем, другом редакции, а второй в грозные годы войны помогал нашим коллегам создавать тогда ещё «Красный Крым», его фамилия теперь звучит на поверке в «Бессмертном газетном батальоне» 9 мая. Сергей Алымов Он родился 24 марта (по старому стилю) 1892-го на Харьковщине, в 19 лет уже оказался в ссылке «вечного поселения» на Енисее, но бежал в Китай, вернувшись в Россию лишь в 1926-м. И сразу стал популярным, создавая вместе с композитором Александром Александровым, руководителем Ансамбля песни и пляски Центрального дома Красной Армии имени Михаила Фрунзе, репертуар коллектива. Вспомним лишь - «Бейте с неба, самолёты,/ Крой, бойцы, во все штыки,/ Застрочили пулемёты,/ В бой идут большевики»… А спустя три года поэта арестовали и отправили возводить Беломоро-Балтийский канал, впрочем, и там он творил: редактировал газету, писал песни и стал одним из авторов книги о стройке. В середине тридцатых амнистирован, а в 1939-м за создание патриотических песен даже награждён орденом «Знак Почёта». Сергей Алымов. Фото из открытых источников. В конце 1941-го направлен в Севастополь - просил о том представителя Ставки Верховного Главнокомандования Клима Ворошилова. Командир 7-й бригады морской пехоты Евгений Жидилов вспоминал, что «Соболев (писатель Леонид Соболев. - Ред.) и Алымов облазили весь Севастопольский фронт. Их пламенное слово согревало в окопах, вливало в людей бодрость, силу, уверенность в Победе!». Командир лидера эсминцев «Ташкент» Василий Ерошенко писал, что «на корабле Алымова знали все, его стихотворение «Чудесный корабль» о нашем «голубом красавце» навсегда осталось дорогой памятью о пережитых боевых днях». А в личном фонде автора стихотворений «Наш флот», «Нахимов» в Госархиве литературы и искусства хранятся засушенные незабудки, что подарили ему на вечере в 172-й стрелковой дивизии. Когда пал Севастополь, поэт, раненный в боях за город, награждённый медалью за оборону, твёрдо знал: «Мы немцев прогоним из Крыма,/ Вернём Севастополь назад!»… Сергея Алымова не стало 29 апреля 1948-го. На Волге вскоре появился пароход в его честь, в Москве вышел сборник «Избранное»… А вот собрать в отдельную книгу всё написанное в Севастополе, где в дни обороны отметил полувековой юбилей, так и не успел, но в Музее героической обороны и освобождения города хранятся рукописи, фотографии, листок из фронтового блокнота. Константин Листов Он родился 19 сентября (по старому стилю) 1900-го, в 17 лет, воплощая детскую мечту, окончил музыкальное училище Русского музыкального общества в Царицыне (Волгоград), потом ушёл доб­ровольцем в Красную Армию - пулемётчик сражался с белогвардейцами, а после боёв руководил созданным хором. В 22 года окончил Саратовскую консерваторию, работал дирижёром, писал мелодии к спектаклям. Крымская тематика в творчестве Константина Листова появилась раньше, чем он побывал на полуострове: «В парке Чаир распускаются розы,/ В парке Чаир расцветает миндаль./ Снятся твои золотистые косы,/ Снится весёлая звонкая даль». Позже увидев те самые розы, описанные моряком-черноморцем Павлом Арским, в парке Чаир, бывшей усадьбе великого князя Николая Романова, на границе Гаспры, Мисхора и Кореиза, композитор был поражён великолепием - сотни кустов лучших мировых сор­тов цвели круглый год, даже революционное лихолетие не смогло уничтожить творение садовода Алексея Новичкова. И лёгкая мелодия романса зазвучала по стране, даже в кино появилась: «Горячий снег», снятом Гавриилом Егиазаровым по роману Юрия Бондарева, - в окопах между боями её напевают защитники Сталинграда. Константин Листов. Фото из открытого источника. На фронте был и сам Константин Яковлевич - композитор Главного полит­управления ВМФ, проводил просветительскую работу на кораблях и в частях, за что, как и Сергей Алымов, награждён орденом Красной Звезды. Кстати, композитором созданы мелодии на стихи Алексея Суркова, «Бьётся в тесной печурке огонь», и «Жди меня» Константина Симонова. А любимому Севастополю посвящены «Идёт моряк по Севастополю» на стихи Станислава Штраус-Фёдорова, «Огни Инкерманского створа», Вадима Малкова… Но самая известная крымская мелодия написана в 1955-м. «Мне хотелось писать о Севастополе наших дней, восставшем, как птица Феникс, из пепла, светлом, чистом и бесконечно близком всем советским людям, - вспоминал Константин Листов. - Вечер. Наступает прохлада. Матросы в белоснежных форменках устремляются на берег, их ждут подруги на Матросском бульваре. Все собираются вокруг оркестра или баяниста, моряки и девушки шутят, танцуют. А наутро - корабли снова уходят в море, каждый думает о своём. Таким я вижу Севастополь сегодня, таким люблю его!». Мелодия появилась, а стихотворения не находилось, выручил друг, тоже влюблённый в Севастополь, Георгий Рублёв. За четыре дня родились строки: «Тихо плещет волна,/ Ярко светит луна,/ Мы вдоль берега моря идём/ И поём,/ И поём,/ И шумит над головой/ Сад осеннею листвой». Название Георгий Львович, для которого это была, увы, последняя работа, придумал, лишь услышав первые звуки мелодии - «Севастопольский вальс», а строки припева «Севастопольский вальс,/ Золотые деньки,/ Нам светили в пути не раз/ Вдалеке маяки» поэт и композитор придумали вместе. В 1961-м из песни, с помощью Елены Гальпериной и Юлия Анненкова, появилась и оперетта «Севастопольский вальс», история войны, любви и жизни. Народного артиста РСФСР Константина Листова не стало в 1983-м, но его мелодии и теперь звучат легко и красиво. Сергей Алымов, Константин Листов… лишь два автора из множества творцов, воспевавших наш Крым. Вспомним.

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Новости по теме

Похожие новости дня




Добавить комментарий

показать все комментарии
Рейтинг@Mail.ru