✔ Бессменный командарм - «История»
Dickinson 30-авг, 00:00 193 Новости АРКЕдинство помогает стране. Оно, вопреки всему, разным национальностям, возрасту, положению, - спасает, а ещё сильнейшее желание сберечь Родину, самопожертвование во имя отчей земли - залоги успеха в испытании. Это помогло нашему старшему поколению в Великую Отечественную победить. Тогда, в сражениях на фронте, в оккупации, борьбе подпольщиков и партизан, в труде в тылу, в большинстве своём советские люди, настоящие патриоты, не делились ни на что, тем более - на национальности, в многонациональной стране. Только вместе - к общей Победе. Сегодня, чтя память всех героев, мы, наследники, иногда всё же разделяем их, победителей, на нации. С одной стороны, это, наверное, неправильно - «они тогда едины были в общем порыве», а с другой… Возможно, именно так удастся лучше сохранить память, чтобы каждая нация знала и гордилась своими героями, настоящими патриотами, брала с них пример отваги и единства. Гордились каждым, по нациям, гордились всеми - вместе. Наш читатель Николай Пухов решил рассказать о своём тёзке - русском солдате, генерале, чьи бойцы выстояли в битве на Курской дуге, отличились при освобождении Украинской ССР, в битве за Берлин… Возможно, рассказать о своих единоверцах, наших общих героях, захотят на страницах «Крымской правды» и другие народы - ждём писем.
Семинарист, учитель
Дружная многодетная семья приходского дьякона Павла Николаевича Пухова и его любимой Анны Абрамовны, учительницы, из села Гришево Калужской губернии, 12 января 1895-го стала на одного больше - сынишка Николай родился. Земляки-краеведы предполагают, что имя малышу выбрали не только в честь дедушки, но и в честь Николая Чудотворца, ведь отец его служил в сельском Никольском храме. Будущее парня с церковным служением ни родители, ни сам мальчик не связывали, но вот учиться было проще и дешевле вначале в местной земской школе, потом в духовном училище и духовной семинарии в Калуге, потом несколько месяцев даже проучился в Московском императорском университете, куда блестяще поступил, но пришлось оставить - семье помогать. Работал учителем истории и литературы.
- Конечно, прямого отношения к Крыму мой тёзка не имеет, - говорит наш читатель, - не воевал здесь, когда был командующим Одесским военным округом, полуостров в него не входил, но всё же хочу рассказать о нём в «Крымской правде». Ведь, как солдат, он связан с нами защитой общей Родины, а как командарм - своими солдатами, крымчанами, например, моим отцом Дмитрием, который очень гордился, что у него с командующим одинаковая фамилия, всегда говорил, что не мог её осрамить на фронте, также как и не мог не сражаться за Родину. В 13-й армии папа воевал на Курской дуге, был ранен при форсировании Десны, но из госпиталя постарался вернуться в родную часть, до Берлина дошёл, где был вторично ранен. Рассказывал, что командарм неоднократно приезжал к ним в дивизию, в полк, однажды даже вручал отцу награду, заметив схожесть фамилии. Бойцы называли его бессменным командармом - редкое явление в войну.
Службу Николай Пухов, будущий Герой Советского Союза, начал в армии Российской империи в Первую мировую, добровольцем, окончил 2-ю Петергофскую школу прапорщиков, служил в 163-м запасном пехотном полку, но добился направления на фронт, Северный, в 744-м пехотном полку, начальник конной разведки. В Рижской оборонительной операции был отравлен газами, после госпиталя демобилизовался, вернулся к родным, но вскоре уже бывший прапорщик империи добровольцем вступил в Красную Армию Советской России, назначен адъютантом (начальник штаба) 2-го Воронежского полка. Будучи начальником штаба 1-й бригады отдельной Рязанской пехотной дивизии сражался не только с белогвардейцами, но и с белолатышами, белополяками в 1920-м, затем как начштаба 21-й стрелковой дивизии участвовал в боях в Горном Алтае. После были должности в Западно-Сибирском и Сибирском военном округах, стрелково-тактические курсы усовершенствования комсостава имени III Коминтерна и технического усовершенствования при Военной академии механизации и моторизации имени Иосифа Сталина, работа преподавателем в той же академии, Харьковском бронетанковом училище, Военно-хозяйственной академии имени Вячеслава Молотова, Интендантской академии…
В 26 приказах
В таком количестве благодарственных приказов верховного главнокомандующего Иосифа Сталина в годы Великой Отечественной упоминалась 13-я армия под командованием Николая Пухова. В начале войны он командовал дивизией в боях за Украинскую ССР, горечь отступления с тяжелейшими боями познали тогда, но, как писал в неоконченной книге воспоминаний, «отходя от рубежа к рубежу, каждый из нас твёрдо верил, что скоро мы вернёмся в оставленные города и сёла». В эти дни в 1941-м части дивизии сходу вступали в бой под Кременчугом, вспоминал: «Пришлось на своём веку встретиться с немцами второй раз. По первой встрече в годы мировой войны 1914-1918 годов помнил спесивого германского солдата, затянутого в мундир, в кованых сапогах, в тяжёлом шлеме с большим орлом.
А сейчас увидел суетливых вояк с засученными рукавами, в брюках навыпуск, со свастикой на груди. Но за этой разницей во внешнем виде скрывалось одно и то же - разбойничье стремление угнетать другие народы. <> Под натиском врага с боями отходили мы от рубежа к рубежу, серые от пыли, с нечеловеческой усталостью и горьким солдатским стыдом. Позади оставались поля с неубранным хлебом, города с не остывшими ещё трубами фабрик и заводов, уютные украинские селения, потонувшие в садах, и самое главное - не успевшие уйти советские люди. <> Теснимые врагом, наши части героически дрались за каждую пядь земли. Навсегда запомнилась мне одинокая фигура офицера за пулемётом на краю подсолнечного поля. Рука перевязана, бинт пропитался кровью. Подошёл к нему и спросил, какую он выполняет задачу, почему один и почему не идёт на медицинский пункт. «Товарищ генерал! - ответил пожилой уже человек, вероятно призванный из запаса. - Моему взводу приказано прикрывать отход дивизии. Взвод попал под сильный миномётный огонь. Все мои товарищи погибли. Но я пока цел и буду здесь до конца. Можете не сомневаться, сделаю всё, чтобы выполнить поставленную нам задачу». Оставил в помощь трёх солдат, и мы двинулись дальше. А позже узнал, что он был вторично ранен, его подобрала наша группа, отходившая последней».
Как тот пожилой, оставшийся, увы, неизвестным офицер, «до последнего», воевали и бойцы 13-й армии, что вскоре возглавил Николай Павлович (сменив Авксентия Городнянского, вскоре погибшего в битве за Харьков), воевала вся страна. Брянский (командующий Яков Черевиченко, Филипп Голиков, Никандр Чибисов), Центральный (Константин Рокоссовский), Воронежский (Николай Ватутин), 1-й Украинский (Георгий Жуков, Иван Конев) фронты - боевой путь 13-й. И множество боевых операций, оборонительных, наступательных, в которых с тяжелейшими боями удерживали вражеский натиск, окружали противника, изматывали, продвигались вперёд. На армейские позиции пришёлся главный удар фашистов в Курской битве, но выстояли, вместе с соседней 70-й армией Ивана Галанина и фронтовыми резервами Ставки верховного главнокомандования смогли сорвать вражеские планы по окружению наших войск, самим перейти в победное наступление. Победными были и бои в Черниговско-Припятской наступательной операции, когда части армии форсировали Десну, Днепр, Припять… За то, что именно бойцы 13-й армии первыми форсировали Днепр, более 300 солдат и офицеров армии награждены медалями «Золотая Звезда» Героя Советского Союза. Награждён и командарм «за умелое управление войсками армии при форсировании рек Десна, Днепр и Припять и проявленные при этом личное мужество и отвагу». (Кроме того, у него четыре ордена Ленина, по три Красного Знамени и Суворова первой степени, два ордена Кутузова первой степени, орден Богдана Хмельницкого первой степени, медали, множество иностранных наград)... Потом освобождение Киева, Житомира, Ровно, Луцка, Львовско-Сандомирская, Висло-Одерская, Берлинская, Пражская наступательные операции. Победа.
Больше года после неё Николай Пухов продолжал командовать 13-й армией, потом была 8-я механизированная, командование Одесским военным округом, Северо-Кавказским, вновь Западно-Сибирским, Сибирским, Высшие курсы Военной академии имени Климента Ворошилова, служба главным военным советником в Румынской Народной Республике… Его не стало 28 марта 1958 года. Наверное, теперь и улицы имени генерал-полковника в городах Украины, которые освобождала его армия в Великую Отечественную, переименованы. Но есть улица в Калуге, школа, памятник, да и в памяти крымчан, потомков бойцов, остался командарм, о котором Иван Конев, командующий 1-м Украинским фронтом, писал: «Этот внешне мягкий, спокойный человек способен проявить решимость в сложной обстановке и твёрдой рукой поддержать в армии порядок».
Николай Пухов - красноармеец, ещё далеко до начала Великой Отечественной. Фото с сайта archivogram.top Единство помогает стране. Оно, вопреки всему, разным национальностям, возрасту, положению, - спасает, а ещё сильнейшее желание сберечь Родину, самопожертвование во имя отчей земли - залоги успеха в испытании. Это помогло нашему старшему поколению в Великую Отечественную победить. Тогда, в сражениях на фронте, в оккупации, борьбе подпольщиков и партизан, в труде в тылу, в большинстве своём советские люди, настоящие патриоты, не делились ни на что, тем более - на национальности, в многонациональной стране. Только вместе - к общей Победе. Сегодня, чтя память всех героев, мы, наследники, иногда всё же разделяем их, победителей, на нации. С одной стороны, это, наверное, неправильно - «они тогда едины были в общем порыве», а с другой… Возможно, именно так удастся лучше сохранить память, чтобы каждая нация знала и гордилась своими героями, настоящими патриотами, брала с них пример отваги и единства. Гордились каждым, по нациям, гордились всеми - вместе. Наш читатель Николай Пухов решил рассказать о своём тёзке - русском солдате, генерале, чьи бойцы выстояли в битве на Курской дуге, отличились при освобождении Украинской ССР, в битве за Берлин… Возможно, рассказать о своих единоверцах, наших общих героях, захотят на страницах «Крымской правды» и другие народы - ждём писем. Семинарист, учитель Дружная многодетная семья приходского дьякона Павла Николаевича Пухова и его любимой Анны Абрамовны, учительницы, из села Гришево Калужской губернии, 12 января 1895-го стала на одного больше - сынишка Николай родился. Земляки-краеведы предполагают, что имя малышу выбрали не только в честь дедушки, но и в честь Николая Чудотворца, ведь отец его служил в сельском Никольском храме. Будущее парня с церковным служением ни родители, ни сам мальчик не связывали, но вот учиться было проще и дешевле вначале в местной земской школе, потом в духовном училище и духовной семинарии в Калуге, потом несколько месяцев даже проучился в Московском императорском университете, куда блестяще поступил, но пришлось оставить - семье помогать. Работал учителем истории и литературы. - Конечно, прямого отношения к Крыму мой тёзка не имеет, - говорит наш читатель, - не воевал здесь, когда был командующим Одесским военным округом, полуостров в него не входил, но всё же хочу рассказать о нём в «Крымской правде». Ведь, как солдат, он связан с нами защитой общей Родины, а как командарм - своими солдатами, крымчанами, например, моим отцом Дмитрием, который очень гордился, что у него с командующим одинаковая фамилия, всегда говорил, что не мог её осрамить на фронте, также как и не мог не сражаться за Родину. В 13-й армии папа воевал на Курской дуге, был ранен при форсировании Десны, но из госпиталя постарался вернуться в родную часть, до Берлина дошёл, где был вторично ранен. Рассказывал, что командарм неоднократно приезжал к ним в дивизию, в полк, однажды даже вручал отцу награду, заметив схожесть фамилии. Бойцы называли его бессменным командармом - редкое явление в войну. Службу Николай Пухов, будущий Герой Советского Союза, начал в армии Российской империи в Первую мировую, добровольцем, окончил 2-ю Петергофскую школу прапорщиков, служил в 163-м запасном пехотном полку, но добился направления на фронт, Северный, в 744-м пехотном полку, начальник конной разведки. В Рижской оборонительной операции был отравлен газами, после госпиталя демобилизовался, вернулся к родным, но вскоре уже бывший прапорщик империи добровольцем вступил в Красную Армию Советской России, назначен адъютантом (начальник штаба) 2-го Воронежского полка. Будучи начальником штаба 1-й бригады отдельной Рязанской пехотной дивизии сражался не только с белогвардейцами, но и с белолатышами, белополяками в 1920-м, затем как начштаба 21-й стрелковой дивизии участвовал в боях в Горном Алтае. После были должности в Западно-Сибирском и Сибирском военном округах, стрелково-тактические курсы усовершенствования комсостава имени III Коминтерна и технического усовершенствования при Военной академии механизации и моторизации имени Иосифа Сталина, работа преподавателем в той же академии, Харьковском бронетанковом училище, Военно-хозяйственной академии имени Вячеслава Молотова, Интендантской академии… В 26 приказах В таком количестве благодарственных приказов верховного главнокомандующего Иосифа Сталина в годы Великой Отечественной упоминалась 13-я армия под командованием Николая Пухова. В начале войны он командовал дивизией в боях за Украинскую ССР, горечь отступления с тяжелейшими боями познали тогда, но, как писал в неоконченной книге воспоминаний, «отходя от рубежа к рубежу, каждый из нас твёрдо верил, что скоро мы вернёмся в оставленные города и сёла». В эти дни в 1941-м части дивизии сходу вступали в бой под Кременчугом, вспоминал: «Пришлось на своём веку встретиться с немцами второй раз. По первой встрече в годы мировой войны 1914-1918 годов помнил спесивого германского солдата, затянутого в мундир, в кованых сапогах, в тяжёлом шлеме с большим орлом. А сейчас увидел суетливых вояк с засученными рукавами, в брюках навыпуск, со свастикой на груди. Но за этой разницей во внешнем виде скрывалось одно и то же - разбойничье стремление угнетать другие народы. Под натиском врага с боями отходили мы от рубежа к рубежу, серые от пыли, с нечеловеческой усталостью и горьким солдатским стыдом. Позади оставались поля с неубранным хлебом, города с не остывшими ещё трубами фабрик и заводов, уютные украинские селения, потонувшие в садах, и самое главное - не успевшие уйти советские люди. Теснимые врагом, наши части героически дрались за каждую пядь земли. Навсегда запомнилась мне одинокая фигура офицера за пулемётом на краю подсолнечного поля. Рука перевязана, бинт пропитался кровью. Подошёл к нему и спросил, какую он выполняет задачу, почему один и почему не идёт на медицинский пункт. «Товарищ генерал! - ответил пожилой уже человек, вероятно призванный из запаса. - Моему взводу приказано прикрывать отход дивизии. Взвод попал под сильный миномётный огонь. Все мои товарищи погибли. Но я пока цел и буду здесь до конца. Можете не сомневаться, сделаю всё, чтобы выполнить поставленную нам задачу». Оставил в помощь трёх солдат, и мы двинулись дальше. А позже узнал, что он был вторично ранен, его подобрала наша группа, отходившая последней». Как тот пожилой, оставшийся, увы, неизвестным офицер, «до последнего», воевали и бойцы 13-й армии, что вскоре возглавил Николай Павлович (сменив Авксентия Городнянского, вскоре погибшего в битве за Харьков), воевала вся страна. Брянский (командующий Яков Черевиченко, Филипп Голиков, Никандр Чибисов), Центральный (Константин Рокоссовский), Воронежский (Николай Ватутин), 1-й Украинский (Георгий Жуков, Иван Конев) фронты - боевой путь 13-й. И множество боевых операций, оборонительных, наступательных, в которых с тяжелейшими боями удерживали вражеский натиск, окружали противника, изматывали, продвигались вперёд. На армейские позиции пришёлся главный удар фашистов в Курской битве, но выстояли, вместе с соседней 70-й армией Ивана Галанина и фронтовыми резервами Ставки верховного главнокомандования смогли сорвать вражеские планы по окружению наших войск, самим перейти в победное наступление. Победными были и бои в Черниговско-Припятской наступательной операции, когда части армии форсировали Десну, Днепр, Припять… За то, что именно бойцы 13-й армии первыми форсировали Днепр, более 300 солдат и офицеров армии награждены медалями «Золотая Звезда» Героя Советского Союза. Награждён и командарм «за умелое управление войсками армии при форсировании рек Десна, Днепр и Припять и проявленные при этом личное мужество и отвагу». (Кроме того, у него четыре ордена Ленина, по три Красного Знамени и Суворова первой степени, два ордена Кутузова первой степени, орден Богдана Хмельницкого первой степени, медали, множество иностранных наград). Потом освобождение Киева, Житомира, Ровно, Луцка, Львовско-Сандомирская, Висло-Одерская, Берлинская, Пражская наступательные операции. Победа. Больше года после неё Николай Пухов продолжал командовать 13-й армией, потом была 8-я механизированная, командование Одесским военным округом, Северо-Кавказским, вновь Западно-Сибирским, Сибирским, Высшие курсы Военной академии имени Климента Ворошилова, служба главным военным советником в Румынской Народной Республике… Его не стало 28 марта 1958 года. Наверное, теперь и улицы имени генерал-полковника в городах Украины, которые освобождала его армия в Великую Отечественную, переименованы. Но есть улица в Калуге, школа, памятник, да и в памяти крымчан, потомков бойцов, остался командарм, о котором Иван Конев, командующий 1-м Украинским фронтом, писал: «Этот внешне мягкий, спокойный человек способен проявить решимость в сложной обстановке и твёрдой рукой поддержать в армии порядок».