✔ Не река, но движется - «История»
Black 23-сен, 07:30 193 Новости АРКСтрана, в которой многие из нас родились и выросли, Советский Союз, в этом году отметила бы 103-летие, однако уже без малого 34 года, как она исчезла с политической карты мира. Но вот из памяти, сознания тех, кто в ней рос, мужал и созидал, исчезает неохотно - ностальгия. И мы продолжаем вспоминать, чем славилась наша страна, как в ней жилось, что производилось иным на зависть, добротное, вкусное, надёжное, качественное - от продуктов до авто и космических кораблей. Что запомнилось вам, уважаемые читатели, чего сейчас не хватает, о чём говорили «советское, значит, отличное»? Пишите нам, будем вспоминать вместе.
Родом из 53-го
Как-то в старших классах у нас проходила межшкольная викторина, на большинство вопросов ученики ответы нашли, а вот этот почему-то надолго ввёл в ступор: «Не река, но движется». Может потому, что те самые старшие классы пришлись у нас уже на постсоветское время, лихие девяностые, в моде и «авторитете» были иные понятия, иные машины, а, может, из-за того что Россия тогда с самой длинной рекой Европы стала уже заграницей и «некруто» было помнить её географию. Ответ-то очень простой: автомобиль «Волга».
Она стала настоящим символом Советского Союза, обогнав по популярности и выпущенную до того «Газ М-20», «Победу» (украдкой говорили, что новая власть страны мечтала обойти Иосифа Сталина даже в автоплане, ведь «Победа», в войне и на дорогах, - его детище), и появившиеся потом народные «Запорожцы», «Москвичи», «Жигули», существующие элитные «Чайки» и «ЗиМы»... Авто, с фигуркой на капоте (позже - шильдиком-изображением на решётке радиатора) благородного оленя, стало символом исключительного благополучия и успешности. «Волги» разных модификаций, для номенклатуры и трудяг, запечатлены на множестве кадров документальной киноплёнки и в отечественном кино: «Берегись автомобиля», «Три плюс два», «Бриллиантовая рука», «Служебный роман» и многие другие. Их мечтали выиграть по билетам денежно-вещевой лотереи, на них копили, начиная с первой зарплаты, чтобы потом с шиком ездить на работу и на отдых. Машина «Волга», «Газ М-21», «Газ-24» (до 2010 года выпускали уже модели модификации 31), - мечта очень многих в Советском Союзе.
Первым в серии стал автомобиль «Газ М-21», выпущенный на Горьковском автозаводе имени Вячеслава Молотова (букву «М» постепенно убрали, когда в 1957-м карьера бывшего наркома иностранных дел закатилась, а названное в его честь переименовывалось). Имя машина получила в честь отечественной великой реки, самой протяжённой в Европе - Волги. Работы начались в ноябре 1953-го, группу создателей возглавил ведущий конструктор проекта инженер Александр Невзоров, а вот дизайном авто обязано Льву Еремееву. Уже к концу следующего года появились три опытных образца, у двух автоматические коробки передач, у одной - механическая.
Интересно, что начало сборки 21-й «Волги» помешало освоить на Горьковском автозаводе машину «Газ-18», специальную небольшую и двухместную для инвалидов Великой Отечественной. Конструкторскую группу авто для фронтовиков возглавил Николай Юмашев, знаменитый работами над «Чайкой» и «ЗиМом», разработал проект Григорий Вассерман (он воплотит несколько изменённую идею уже на Запорожском автозаводе, с «запорожцами»), испытывал первые две пробные модели инвалид войны с обмороженными ногами Борис Котельников. Но в серию «Газ-18» не пошли, не нашлось в стране автозавода для их выпуска. Зато новые «Волги» набирали обороты и популярность, даже специальные для такси выпускали, с увеличенным багажником. И Крым наш отметился с выпуском этих авто, правда лишь ненадолго, в 1996-м, «КрымАвтоГаз», единственное предприятие, что выпускало машины Горьковского автозавода уже за пределами России.
Кстати, пару лет назад выпуск «Volgа» (имя уже пишется на латинице) задумали возобновить, даже переговоры провели, естественно, с Китаем (они ведь у нас теперь основной поставщик-производитель всего). Мощности будут использованы завода в Нижнем Новгороде (бывший Горьковский автомобильный), модели, седан и два кроссовера, на основе китайских прототипов, а наше предприятие теперь именуется просто - «Производство легковых автомобилей». Год назад три опытных модели, «С40», «К30» и «К40», уже были представлены зрителям, а серийный выпуск планируется на будущую весну.
«Путь к коммунизму»
Но мы ведь не о планах-прожектах будущего, а об истории советской эпохи, о знаменитой «Волге» (на кириллице), покорившей страну 70 лет назад. И случилось это у нас на полуострове, на наших дорогах, где испытывали новый автомобиль, те самые три опытные модели, две с автоматической коробкой передач, одна с механической. Бирюзовая, цвета слоновой кости и вишнёвая «Газ М-21».
Сразу после празднования Первомая 70 лет назад, 3 мая 1955-го, стартовал автопробег «Москва - Симферополь - Москва», неофициально названный по одному из этапов маршрута - «Путь к коммунизму». К трём испытуемым «Волгам» присоединились две предшественницы «Победы» и три конкурента - американские новинки «Форд Мейнлайн», «Шевропе Пауэр Глайд» и английская «Стандард Вангард». Бирюзовую «Волгу» в Крым повёл мастер спорта, двукратный чемпион СССР по автогонкам Михаил Метелёв, за рулём авто цвета слоновой кости был мастер спорта, чемпион страны 1954-го Яков Рябинин, а автомобиль вишнёвого цвета «пилотировал» мастер спорта и рекордсмен страны Николай Сорокин. Испытаниями руководил мастер спорта Андрей Понизовкин, а государственную комиссию по ним возглавил доктор технических наук Дмитрий Великанов, в двадцатых годах минувшего века работавший в Крыму автомехаником. Для освещения автопробега в машине с одним из испытателей ехал и корреспондент «Огонька» Владимир Полынин. По его словам, «Крым стал для испытателей автомашин гигантским естественным автодромом. Здесь можно найти и прямую, как стрела, асфальтовую магистраль, и грязную, топкую низину, и крутые виражи горных дорог, и пыльный неровный просёлок». Испытывали не только дальность пробега: к примеру, на ровном и прямом 27-м километре автотрассы Симферополь - Москва, ограничив его с двух сторон флажками, несколько дней проводили испытания на экономичность двигателя, быстроту разгона и максимальную скорость: «машина идёт, плотно прижавшись к дороге, и слышно, с какой неохотой расступается перед ней воздух - всё-таки 130 километров в час». А потом проверка на выносливость и манёвренность: «труднейшей горной дорогой в Крыму считается подъём на Ай-Петри. Непрерывно сменяющие друг друга крутые повороты заставляют водителей лихорадочно вертеть баранку руля то в одну, то в другую сторону. Один поворот круче другого. От непрерывных заносов и юза пронзительно визжат покрышки, нагреваясь до того, что долгое время после остановки к ним нельзя притронуться рукой. С такой скоростью, наверняка, не будут ездить обладатели новой машины, но испытатели считают, что она должна выдерживать и эту предельную нагрузку». Смогла: наши авто, особенно «Волга», показали себя в горах на порядок лучше, чем представители англо-американского автопрома. И в труднопроходимых местах тоже стала лучшей. Сакский район, неподалёку от села Митяево, на территории колхоза «Путь к коммунизму»: «В густой чаще кустарников и деревьев глинистый заброшенный просёлок. Неестественным казалось видеть красивый, рождённый для больших скоростей автомобиль барахтающимся в глубоких колеях хлипкой грязи. Разбрасывая столбы воды, он перескакивает заплывшие канавы, выкарабкивается из засасывающего морского песка. «Волга» должна пройти там, где проходила «Победа», и испытания показали, что она даже превосходит свою предшественницу в проходимости».
Наши старые крымские дороги не подвели, новенькие «Волги» были обкатаны и проверены, став лучшими в сравнении с иностранцами. И уже за два года была выпущена 31 тысяча «Газ М-21», «Газ-21», а в 1958-м наши «Волги» взяли Гран-при на Международной автомобильной выставке в Брюсселе. Сейчас те первые машины - ретроавтомобили, да и их последователи уже не особо колесят по нашим дорогам, хотя и стали они (дороги) лучше. Но, может быть, вскоре всё же появятся уже «Volgа» на крымских трассах, пусть и частично срисованная с китайского автопрома, но всё же со знаменитым оленем на шильдике кузова - дань памяти производству в Горьком (Нижнем Новгороде). Жалко только, что в салоне уже не будет больших круглых часов на приборной доске с надписью «Сделано в СССР».
Произведено в Горьком, испытано Крымом, в фильме «Берегись автомобиля». Фото из открытого источника. Страна, в которой многие из нас родились и выросли, Советский Союз, в этом году отметила бы 103-летие, однако уже без малого 34 года, как она исчезла с политической карты мира. Но вот из памяти, сознания тех, кто в ней рос, мужал и созидал, исчезает неохотно - ностальгия. И мы продолжаем вспоминать, чем славилась наша страна, как в ней жилось, что производилось иным на зависть, добротное, вкусное, надёжное, качественное - от продуктов до авто и космических кораблей. Что запомнилось вам, уважаемые читатели, чего сейчас не хватает, о чём говорили «советское, значит, отличное»? Пишите нам, будем вспоминать вместе. Родом из 53-го Как-то в старших классах у нас проходила межшкольная викторина, на большинство вопросов ученики ответы нашли, а вот этот почему-то надолго ввёл в ступор: «Не река, но движется». Может потому, что те самые старшие классы пришлись у нас уже на постсоветское время, лихие девяностые, в моде и «авторитете» были иные понятия, иные машины, а, может, из-за того что Россия тогда с самой длинной рекой Европы стала уже заграницей и «некруто» было помнить её географию. Ответ-то очень простой: автомобиль «Волга». Она стала настоящим символом Советского Союза, обогнав по популярности и выпущенную до того «Газ М-20», «Победу» (украдкой говорили, что новая власть страны мечтала обойти Иосифа Сталина даже в автоплане, ведь «Победа», в войне и на дорогах, - его детище), и появившиеся потом народные «Запорожцы», «Москвичи», «Жигули», существующие элитные «Чайки» и «ЗиМы». Авто, с фигуркой на капоте (позже - шильдиком-изображением на решётке радиатора) благородного оленя, стало символом исключительного благополучия и успешности. «Волги» разных модификаций, для номенклатуры и трудяг, запечатлены на множестве кадров документальной киноплёнки и в отечественном кино: «Берегись автомобиля», «Три плюс два», «Бриллиантовая рука», «Служебный роман» и многие другие. Их мечтали выиграть по билетам денежно-вещевой лотереи, на них копили, начиная с первой зарплаты, чтобы потом с шиком ездить на работу и на отдых. Машина «Волга», «Газ М-21», «Газ-24» (до 2010 года выпускали уже модели модификации 31), - мечта очень многих в Советском Союзе. Первым в серии стал автомобиль «Газ М-21», выпущенный на Горьковском автозаводе имени Вячеслава Молотова (букву «М» постепенно убрали, когда в 1957-м карьера бывшего наркома иностранных дел закатилась, а названное в его честь переименовывалось). Имя машина получила в честь отечественной великой реки, самой протяжённой в Европе - Волги. Работы начались в ноябре 1953-го, группу создателей возглавил ведущий конструктор проекта инженер Александр Невзоров, а вот дизайном авто обязано Льву Еремееву. Уже к концу следующего года появились три опытных образца, у двух автоматические коробки передач, у одной - механическая. Интересно, что начало сборки 21-й «Волги» помешало освоить на Горьковском автозаводе машину «Газ-18», специальную небольшую и двухместную для инвалидов Великой Отечественной. Конструкторскую группу авто для фронтовиков возглавил Николай Юмашев, знаменитый работами над «Чайкой» и «ЗиМом», разработал проект Григорий Вассерман (он воплотит несколько изменённую идею уже на Запорожском автозаводе, с «запорожцами»), испытывал первые две пробные модели инвалид войны с обмороженными ногами Борис Котельников. Но в серию «Газ-18» не пошли, не нашлось в стране автозавода для их выпуска. Зато новые «Волги» набирали обороты и популярность, даже специальные для такси выпускали, с увеличенным багажником. И Крым наш отметился с выпуском этих авто, правда лишь ненадолго, в 1996-м, «КрымАвтоГаз», единственное предприятие, что выпускало машины Горьковского автозавода уже за пределами России. Кстати, пару лет назад выпуск «Volgа» (имя уже пишется на латинице) задумали возобновить, даже переговоры провели, естественно, с Китаем (они ведь у нас теперь основной поставщик-производитель всего). Мощности будут использованы завода в Нижнем Новгороде (бывший Горьковский автомобильный), модели, седан и два кроссовера, на основе китайских прототипов, а наше предприятие теперь именуется просто - «Производство легковых автомобилей». Год назад три опытных модели, «С40», «К30» и «К40», уже были представлены зрителям, а серийный выпуск планируется на будущую весну. «Путь к коммунизму» Но мы ведь не о планах-прожектах будущего, а об истории советской эпохи, о знаменитой «Волге» (на кириллице), покорившей страну 70 лет назад. И случилось это у нас на полуострове, на наших дорогах, где испытывали новый автомобиль, те самые три опытные модели, две с автоматической коробкой передач, одна с механической. Бирюзовая, цвета слоновой кости и вишнёвая «Газ М-21». Сразу после празднования Первомая 70 лет назад, 3 мая 1955-го, стартовал автопробег «Москва - Симферополь - Москва», неофициально названный по одному из этапов маршрута - «Путь к коммунизму». К трём испытуемым «Волгам» присоединились две предшественницы «Победы» и три конкурента - американские новинки «Форд Мейнлайн», «Шевропе Пауэр Глайд» и английская «Стандард Вангард». Бирюзовую «Волгу» в Крым повёл мастер спорта, двукратный чемпион СССР по автогонкам Михаил Метелёв, за рулём авто цвета слоновой кости был мастер спорта, чемпион страны 1954-го Яков Рябинин, а автомобиль вишнёвого цвета «пилотировал» мастер спорта и рекордсмен страны Николай Сорокин. Испытаниями руководил мастер спорта Андрей Понизовкин, а государственную комиссию по ним возглавил доктор технических наук Дмитрий Великанов, в двадцатых годах минувшего века работавший в Крыму автомехаником. Для освещения автопробега в машине с одним из испытателей ехал и корреспондент «Огонька» Владимир Полынин. По его словам, «Крым стал для испытателей автомашин гигантским естественным автодромом. Здесь можно найти и прямую, как стрела, асфальтовую магистраль, и грязную, топкую низину, и крутые виражи горных дорог, и пыльный неровный просёлок». Испытывали не только дальность пробега: к примеру, на ровном и прямом 27-м километре автотрассы Симферополь - Москва, ограничив его с двух сторон флажками, несколько дней проводили испытания на экономичность двигателя, быстроту разгона и максимальную скорость: «машина идёт, плотно прижавшись к дороге, и слышно, с какой неохотой расступается перед ней воздух - всё-таки 130 километров в час». А потом проверка на выносливость и манёвренность: «труднейшей горной дорогой в Крыму считается подъём на Ай-Петри. Непрерывно сменяющие друг друга крутые повороты заставляют водителей лихорадочно вертеть баранку руля то в одну, то в другую сторону. Один поворот круче другого. От непрерывных заносов и юза пронзительно визжат покрышки, нагреваясь до того, что долгое время после остановки к ним нельзя притронуться рукой. С такой скоростью, наверняка, не будут ездить обладатели новой машины, но испытатели считают, что она должна выдерживать и эту предельную нагрузку». Смогла: наши авто, особенно «Волга», показали себя в горах на порядок лучше, чем представители англо-американского автопрома. И в труднопроходимых местах тоже стала лучшей. Сакский район, неподалёку от села Митяево, на территории колхоза «Путь к коммунизму»: «В густой чаще кустарников и деревьев глинистый заброшенный просёлок. Неестественным казалось видеть красивый, рождённый для больших скоростей автомобиль барахтающимся в глубоких колеях хлипкой грязи. Разбрасывая столбы воды, он перескакивает заплывшие канавы, выкарабкивается из засасывающего морского песка. «Волга» должна пройти там, где проходила «Победа», и испытания показали, что она даже превосходит свою предшественницу в проходимости». Наши старые крымские дороги не подвели, новенькие «Волги» были обкатаны и проверены, став лучшими в сравнении с иностранцами. И уже за два года была выпущена 31 тысяча «Газ М-21», «Газ-21», а в 1958-м наши «Волги» взяли Гран-при на Международной автомобильной выставке в Брюсселе. Сейчас те первые машины - ретроавтомобили, да и их последователи уже не особо колесят по нашим дорогам, хотя и стали они (дороги) лучше. Но, может быть, вскоре всё же появятся уже «Volgа» на крымских трассах, пусть и частично срисованная с китайского автопрома, но всё же со знаменитым оленем на шильдике кузова - дань памяти производству в Горьком (Нижнем Новгороде). Жалко только, что в салоне уже не будет больших круглых часов на приборной доске с надписью «Сделано в СССР».