✔ Если Крым, то Красный - «История»
King 22-ноя, 07:30 193 Новости АРКТак решили большевики, которые накануне, 16 ноября 1920 года, окончательно освободили полуостров от белогвардейцев и иностранных захватчиков, окончив Гражданскую войну на Юге России. И уже на следующий день на полуострове, в Симферополе, вышла газета «Красный Крым», наследница выпускавшихся по несколько месяцев большевиками в 1918-м «Таврической правды» и в 1919-м «Таврического (Крымского) коммуниста», предшественница «Крымской правды» (с 1952-го).
Издания партии и ревкома
Таковыми были и предшественники. 24 января (6 февраля по новому стилю) 1918-го в Севастополе, откуда в Крым пришла власть Советов, вышел первый номер органа Таврического губернского комитета РСДРП (большевиков) - «Таврическая правда». Редакторов, они же корреспонденты и корректоры, девять - Орион Алексакис, Наталья Александрова, Владимир Басенко, Юрий Гавен, Владислав Кобылянский, Антон Слуцкий, Виктор Шаталов, Дмитрий Ульянов, и Георгий Яковенко. Двое из них, Антон Слуцкий и Виктор Шаталов, погибли в том году за идею. За неё же спустя два года погиб Орион Алексакис, он, кстати, а также Юрий Гавен, входили уже в Крымский обком партии, что стал в 1919-м издателем «Таврического (Крымского) коммуниста», редактор - Семён Мирный. Обе газеты выпустили в общем около 80 номеров, время трудное, политика нестабильная, зато в ноябре 1920-го всё изменилось - большевистская власть пришла, как считали, всерьёз и надолго, и газету, «Красный Крым», стал издавать новый Крымский революционный комитет.
Вначале издателем должен был стать Крымский губернский военно-революционный комитет, созданный при Реввоенсовете 6-й армии Южного фронта, даже членов редколлегии назначили: помощника начальника политотдела армии Матвея Мартолина, профессора Таврического университета Якова Френкеля, журналиста и историка Павла Новицкого. Но потом создали новый ревком - главный орган власти в регионе, и возглавивший его Бела Кун определил, что станет газета органом Губернского военно-революционного комитета и Крымского обкома Российской коммунистической партии большевиков. В редколлегию включён Павел Новицкий, ставший основным выпускающим, и «таврическоправдинцы» Юрий Гавен и Дмитрий Ульянов, параллельно служившие в Крымревкоме, первый - зампредседателя, второй - нарком здравоохранения и социального обеспечения. Впрочем, время было такое, что редактора менялись порой по несколько раз в год.
В архиве сохранилось несколько номеров за 1920-й. Вот в первом газета радует вестью «Конец Гражданской войны» (её последствия, именуемые уже красным террором, сменившим белый, продолжались). А ещё публикует приказы Симферопольского губревкома, первый - предвестник террора, «всем домовладельцам, а также и квартиронанимателям, под личной ответственностью сообщать особой военно-контрольной комиссии о всех служивших в армии барона Петра Врангеля и Антона Деникина, уклоняющихся от регистрации». Номер за 1 декабря радовал пролетариат: создана Чрезвычайная комиссия по переселению рабочих в дома буржуазии, а вещи, брошенные буржуа, раздадут красноармейцам. Начала заботиться власть и о детях - появились школы, преподавали на русском и татарском языке, и о ресурсах - обследовались запасы крымской розовой соли, её продавали иностранцам, как и часть национализированных ценностей - впрочем, так поступали по всей стране, голод накрывал. А в номере за 12 декабря призывали всех на митинг Дня советской пропаганды, пропаганда для пролетариата и «заблудших» - все за Советскую власть. Спустя 45 лет уже «Крымская правда» рассказала, что «материалы первых номеров «Красного Крыма» наполнены ещё дыханием затихших боёв Гражданской войны. Постепенно содержание стало меняться. Тема восстановления разрушенного хозяйства, созидания, строительства новой жизни, нового быта стала центральной, определяющей лицо газеты. Солдаты революции, сменившие винтовку на серп и молот, пишут о восстановленных мастерских и заводах, о первых ростках коллективной обработки земли, о возрождающихся школах и культурно-просветительских очагах». Об этом крымчане двадцатого года прошлого века могли читать в, как говорили, «общественной газете», ведь на дом она ещё не приходила - подписку организовали спустя пару лет, да и купить многим было не по карману - большинство предприятий не работало ещё, а чудом сохранившиеся в эпоху Гражданской вещи меняли на продукты. Хотя, если говорить о стоимости газеты, то номер был в 100 раз дешевле трамвайного билета (движение общественного транспорта возрождалось) - 5 советских рублей за печатное слово и 500 - за проезд в одну остановку. Вот и читалась «общественная - на стендах у местных ревкомов, на базарах и в Симферополе у здания редакции на пока ещё Александра Невского (с 1924-го - Розы Люксембург), 11а.
Глашатай идей
О том, что писала наша газета 105 лет назад, рассказывал в 1965-м начальник отдела Крымского облархива Владимир Шабанов: «Первый номер. Убористый шрифт на листе малого формата. Вместо передовой статьи - «Известия дня». Краткие сообщения под заголовками: «Весь Крым занят Красной Армией». «Разбиты три дивизии Петлюры». В корреспонденции «Страница человеческой истории» говорится: «Задачи всего человечества разрешены на Перекопском валу. Крым, Крым! Тебя будут помнить многие поколения…». Теперь надо сомкнуть ряды на новом фронте - «великого созидательного труда, начало невиданного в истории социалистического строительства». Строительство начиналось с уборки, как в политическом плане, «вычищались ряды» от меньшевиков, контры и нетрудового элемента, так и в буквальном: 4 декабря 1920 года напечатали объявление о проведении по всему Крыму первого коммунистического субботника - «предвестника новой, свободной коммунистической дисциплины», а по итогам писали, что участники проявили «подлинный энтузиазм и трудовой героизм». Рассказывала газета и о том, как проходит переселение рабочих в буржуазные кварталы - «Дворцы - трудящимся, хижины - буржуазии!», к счастью, до полной раздачи дворцов под общежития не дошло, но в царском, в Ливадии, спустя пять лет устроили первый в мире крестьянский санаторий. История Крыма - здравницы трудящихся началась, после того как в начале декабря 105 лет назад сюда «по заданию Ильича» прибыл первый нарком здравоохранении РСФСР Николай Семашко, объехал Южный берег. По итогам поездки опубликована его статья «Всероссийская здравница», мысли из неё и легли в основу подписанного 21 декабря 1920-го Владимиром Лениным декрета о превращении полуострова во всесоюзную здравницу пролетариев. Также нарком призывал «крепить союз рабочих и крестьян, видя в нём верное оружие против разрухи, против врагов внутренних и внешних». «Оружие» рабочих и крестьян направлялось в Красную Армию, первый призыв в тот год, а в газете появилась передовица «Очередные задачи Красной Армии». Задававшим вопрос, нужна ли армия после победы над белогвардейцами, «Красный Крым» отвечал чётко: «Мировая буржуазия не сможет примириться с существованием рабоче-крестьянского государства. Она ещё не раз попытается сокрушить нашу мощь. Порох должен быть всегда сухим. Передышку нужно использовать для изучения марксизма, для укрепления железной пролетарской дисциплины. Красная Армия вместе со всем советским народом вступит в борьбу с экономической разрухой и нуждой». И почти в каждом номере пролетарии «клялись не щадить сил для строительства фундамента социалистического общества».
В «Красном Крыму» менялись сотрудники, редактора - у многих трагичная судьба, времена трудные. Но зато у «Красного Крыма» был свой корабль-тёзка, гвардейский, в 1940-м редактор Яков Кривицкий и командир корабля Александр Зубков подписали договор о дружбе. В Великую Отечественную два «Красных Крыма» сражались вместе, правда, вернулись на полуостров порознь: газета редактора Евгения Степанова - в апреле 1944-го, а крейсер Александра Зубкова - в ноябре, во главе эскадры Черноморского флота. В 1970-м новый «Красный Крым», гвардейский большой противолодочный корабль, командира Николая Головченко стал подшефным уже «Крымской правды» Владимира Бобашинского. А в 1997-м уже «Крымская правда» Михаила Бахарева стала шефом большого десантного корабля 156 (позже «Ямал») командира Игоря Гавриша, так что и в этом плане газета неизменна. «С первых номеров «Красный Крым» оперативно информировал читателей о различных сторонах жизни Крыма (так ещё в 1918-м пообещали коллеги из «Таврической правды», «как в зеркале отражать». - Ред.), страны, о событиях за рубежом, - писал архивист в 1965-м, - всегда оставаясь глашатаем и проводником идей партии в массы». Сейчас газета тоже глашатай. И мы вместе, читатели, единомышленники!
Первый номер «Красного Крыма». Фото автора. Так решили большевики, которые накануне, 16 ноября 1920 года, окончательно освободили полуостров от белогвардейцев и иностранных захватчиков, окончив Гражданскую войну на Юге России. И уже на следующий день на полуострове, в Симферополе, вышла газета «Красный Крым», наследница выпускавшихся по несколько месяцев большевиками в 1918-м «Таврической правды» и в 1919-м «Таврического (Крымского) коммуниста», предшественница «Крымской правды» (с 1952-го). Издания партии и ревкома Таковыми были и предшественники. 24 января (6 февраля по новому стилю) 1918-го в Севастополе, откуда в Крым пришла власть Советов, вышел первый номер органа Таврического губернского комитета РСДРП (большевиков) - «Таврическая правда». Редакторов, они же корреспонденты и корректоры, девять - Орион Алексакис, Наталья Александрова, Владимир Басенко, Юрий Гавен, Владислав Кобылянский, Антон Слуцкий, Виктор Шаталов, Дмитрий Ульянов, и Георгий Яковенко. Двое из них, Антон Слуцкий и Виктор Шаталов, погибли в том году за идею. За неё же спустя два года погиб Орион Алексакис, он, кстати, а также Юрий Гавен, входили уже в Крымский обком партии, что стал в 1919-м издателем «Таврического (Крымского) коммуниста», редактор - Семён Мирный. Обе газеты выпустили в общем около 80 номеров, время трудное, политика нестабильная, зато в ноябре 1920-го всё изменилось - большевистская власть пришла, как считали, всерьёз и надолго, и газету, «Красный Крым», стал издавать новый Крымский революционный комитет. Вначале издателем должен был стать Крымский губернский военно-революционный комитет, созданный при Реввоенсовете 6-й армии Южного фронта, даже членов редколлегии назначили: помощника начальника политотдела армии Матвея Мартолина, профессора Таврического университета Якова Френкеля, журналиста и историка Павла Новицкого. Но потом создали новый ревком - главный орган власти в регионе, и возглавивший его Бела Кун определил, что станет газета органом Губернского военно-революционного комитета и Крымского обкома Российской коммунистической партии большевиков. В редколлегию включён Павел Новицкий, ставший основным выпускающим, и «таврическоправдинцы» Юрий Гавен и Дмитрий Ульянов, параллельно служившие в Крымревкоме, первый - зампредседателя, второй - нарком здравоохранения и социального обеспечения. Впрочем, время было такое, что редактора менялись порой по несколько раз в год. В архиве сохранилось несколько номеров за 1920-й. Вот в первом газета радует вестью «Конец Гражданской войны» (её последствия, именуемые уже красным террором, сменившим белый, продолжались). А ещё публикует приказы Симферопольского губревкома, первый - предвестник террора, «всем домовладельцам, а также и квартиронанимателям, под личной ответственностью сообщать особой военно-контрольной комиссии о всех служивших в армии барона Петра Врангеля и Антона Деникина, уклоняющихся от регистрации». Номер за 1 декабря радовал пролетариат: создана Чрезвычайная комиссия по переселению рабочих в дома буржуазии, а вещи, брошенные буржуа, раздадут красноармейцам. Начала заботиться власть и о детях - появились школы, преподавали на русском и татарском языке, и о ресурсах - обследовались запасы крымской розовой соли, её продавали иностранцам, как и часть национализированных ценностей - впрочем, так поступали по всей стране, голод накрывал. А в номере за 12 декабря призывали всех на митинг Дня советской пропаганды, пропаганда для пролетариата и «заблудших» - все за Советскую власть. Спустя 45 лет уже «Крымская правда» рассказала, что «материалы первых номеров «Красного Крыма» наполнены ещё дыханием затихших боёв Гражданской войны. Постепенно содержание стало меняться. Тема восстановления разрушенного хозяйства, созидания, строительства новой жизни, нового быта стала центральной, определяющей лицо газеты. Солдаты революции, сменившие винтовку на серп и молот, пишут о восстановленных мастерских и заводах, о первых ростках коллективной обработки земли, о возрождающихся школах и культурно-просветительских очагах». Об этом крымчане двадцатого года прошлого века могли читать в, как говорили, «общественной газете», ведь на дом она ещё не приходила - подписку организовали спустя пару лет, да и купить многим было не по карману - большинство предприятий не работало ещё, а чудом сохранившиеся в эпоху Гражданской вещи меняли на продукты. Хотя, если говорить о стоимости газеты, то номер был в 100 раз дешевле трамвайного билета (движение общественного транспорта возрождалось) - 5 советских рублей за печатное слово и 500 - за проезд в одну остановку. Вот и читалась «общественная - на стендах у местных ревкомов, на базарах и в Симферополе у здания редакции на пока ещё Александра Невского (с 1924-го - Розы Люксембург), 11а. Глашатай идей О том, что писала наша газета 105 лет назад, рассказывал в 1965-м начальник отдела Крымского облархива Владимир Шабанов: «Первый номер. Убористый шрифт на листе малого формата. Вместо передовой статьи - «Известия дня». Краткие сообщения под заголовками: «Весь Крым занят Красной Армией». «Разбиты три дивизии Петлюры». В корреспонденции «Страница человеческой истории» говорится: «Задачи всего человечества разрешены на Перекопском валу. Крым, Крым! Тебя будут помнить многие поколения…». Теперь надо сомкнуть ряды на новом фронте - «великого созидательного труда, начало невиданного в истории социалистического строительства». Строительство начиналось с уборки, как в политическом плане, «вычищались ряды» от меньшевиков, контры и нетрудового элемента, так и в буквальном: 4 декабря 1920 года напечатали объявление о проведении по всему Крыму первого коммунистического субботника - «предвестника новой, свободной коммунистической дисциплины», а по итогам писали, что участники проявили «подлинный энтузиазм и трудовой героизм». Рассказывала газета и о том, как проходит переселение рабочих в буржуазные кварталы - «Дворцы - трудящимся, хижины - буржуазии!», к счастью, до полной раздачи дворцов под общежития не дошло, но в царском, в Ливадии, спустя пять лет устроили первый в мире крестьянский санаторий. История Крыма - здравницы трудящихся началась, после того как в начале декабря 105 лет назад сюда «по заданию Ильича» прибыл первый нарком здравоохранении РСФСР Николай Семашко, объехал Южный берег. По итогам поездки опубликована его статья «Всероссийская здравница», мысли из неё и легли в основу подписанного 21 декабря 1920-го Владимиром Лениным декрета о превращении полуострова во всесоюзную здравницу пролетариев. Также нарком призывал «крепить союз рабочих и крестьян, видя в нём верное оружие против разрухи, против врагов внутренних и внешних». «Оружие» рабочих и крестьян направлялось в Красную Армию, первый призыв в тот год, а в газете появилась передовица «Очередные задачи Красной Армии». Задававшим вопрос, нужна ли армия после победы над белогвардейцами, «Красный Крым» отвечал чётко: «Мировая буржуазия не сможет примириться с существованием рабоче-крестьянского государства. Она ещё не раз попытается сокрушить нашу мощь. Порох должен быть всегда сухим. Передышку нужно использовать для изучения марксизма, для укрепления железной пролетарской дисциплины. Красная Армия вместе со всем советским народом вступит в борьбу с экономической разрухой и нуждой». И почти в каждом номере пролетарии «клялись не щадить сил для строительства фундамента социалистического общества». В «Красном Крыму» менялись сотрудники, редактора - у многих трагичная судьба, времена трудные. Но зато у «Красного Крыма» был свой корабль-тёзка, гвардейский, в 1940-м редактор Яков Кривицкий и командир корабля Александр Зубков подписали договор о дружбе. В Великую Отечественную два «Красных Крыма» сражались вместе, правда, вернулись на полуостров порознь: газета редактора Евгения Степанова - в апреле 1944-го, а крейсер Александра Зубкова - в ноябре, во главе эскадры Черноморского флота. В 1970-м новый «Красный Крым», гвардейский большой противолодочный корабль, командира Николая Головченко стал подшефным уже «Крымской правды» Владимира Бобашинского. А в 1997-м уже «Крымская правда» Михаила Бахарева стала шефом большого десантного корабля 156 (позже «Ямал») командира Игоря Гавриша, так что и в этом плане газета неизменна. «С первых номеров «Красный Крым» оперативно информировал читателей о различных сторонах жизни Крыма (так ещё в 1918-м пообещали коллеги из «Таврической правды», «как в зеркале отражать». - Ред.), страны, о событиях за рубежом, - писал архивист в 1965-м, - всегда оставаясь глашатаем и проводником идей партии в массы». Сейчас газета тоже глашатай. И мы вместе, читатели, единомышленники!
