✔ Вятич по рождению, крымчанин по жизни - «Культура Крыма»
Adrian 26-авг, 20:01 193 Новости АРК / Культура - Крыма.23 августа все, кто сроднился с героями выдающегося русского писателя, великого романтика, автора философско-психологических, наполненных символической фантастикой произведений, отмечали 140-летие Александра Грина, жизнь и творчество которого неразрывно связаны с Крымом.
Александр Грин. 1924 г. Фотография Оцупа.
В 1903 г. в Севастополе он вёл революционную работу среди матросов и солдат. Был арестован, два года провёл в севастопольской тюрьме. В 2010 году в здании тюрьмы открыта Музейная комната писателя. В городе-герое есть библиотека его имени и улица в Балаклавском районе.
Наверное, нет на всём постсоветском пространстве человека, не читавшего гриновские «Алые паруса», «Блистающий мир», «Золотую цепь», «Бегущую по волнам» - напоённые тоской по совершенству человеческих отношений произведения. Многие вспомнят слова о нём собратьев по перу, среди которых признание Даниила Гранина: «Когда дни начинают пылиться и блекнут краски, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Всё становится светлым, ярким, всё снова таинственно волнует, как в детстве».
Крым стал пристанищем для вятича по рождению с сентября 1924 года. Юного жителя скромного провинциального городка неудержимо тянуло к морю. Его не устраивала вялотекущая провинциальная жизнь. Он видел себя путешест-венником, устремлённым не только в неведомые дальние страны, но и в жизнь, наполненную светом, любовью, теплотой и добротой. Бессребреник и анахорет хотел жить в мире без зла, ненависти, зависти, без фетиша золотого тельца. Это было состоянием его тонкой души, понять которую суждено не каждому. Те, кто стремится это сделать, перелистывают «Автобиографическую повесть», в которой он раскрывается сполна, не стесняясь, не сомневаясь, что найдутся люди, которым будут близки его мысли. В ней - о жажде приключений, которую испытывал после знакомства с книгой, которую увлечённо читали и мы: «…первая прочитанная мной, ещё пятилетним мальчиком, книга была «Путешествия Гулливера в страну лилипутов» - детское издание Сытина с раскрашенными картинками или стремление в далёкие страны было врождённым, но только я начал мечтать о жизни приключений с восьми лет».
Книги вошли в его жизнь рано: складывать буквы в слова научился в четыре года. Подростком знал всю русскую классику, зарубежную приключенческую литературу, в которой особенно выделял книги Жюля Верна, Фенимора Купера, Густава Эмара, Эдгара По.
Летом 1896 года шестнадцатилетний Саша Гриневский отправляется в Одессу, чтобы «проникнуть за золотые ворота моря». 18 июня он поднялся на борт парохода в соломенной шляпе, в высоких охотничьих сапогах, с ивовой корзиной в руках, где под сменой белья лежали краски, которыми он собирался воспользоваться где-нибудь в Индии, на берегах таинственного Ганга. Ему грезилось море, трепещущие на ветру паруса.
Сдать документы в мореходку он опоздал, и ничего не оставалось, как устроиться юнгой на пароход «Платон», который отправлялся в каботажное плавание вдоль берегов Крыма и Кавказа. Судно заходило почти во все портовые города. Благодаря этому Грин впервые побродил по улочкам Феодосии, Севастополя, Ялты, которая особенно поразила его: «Огни порта сливались с огнями невидимого города. Пароход приближался к молу при ясных звуках оркестра в саду. Пролетел запах цветов, тёплые порывы ветра; слышались далеко голоса и смех».
Полученные в это время навыки нелёгкой морской жизни Грин опишет во всех подробностях, ярко и живо, в «Алых парусах». Потом было путешествие в Александрию на пароходе «Цесаревич» через Стамбул и Смирну. Александ-рия стала единственным заграничным портом, в котором ему довелось побывать. После ничем не примечательной прогулки по пыльным улицам он рассказал товарищам романтическую историю о том, как в него стрелял бедуин, который, к счастью, промахнулся.
О том, как красавица-арабка подарила ему алую розу, но он её не донёс, передарив другой красавице.
О ссоре с капитаном, списании на берег в Одессе, возвращении в Вятку он не любил вспоминать. Оживлялся, рассказывая о поездке в Баку летом 1898 года, где надеялся обрести счастье. Но надежды не оправдались: год, проведённый на берегах Каспия, был самым трудным в его судьбе. Вместо «живописного труда плаваний» была работа грузчиком, пожарным. Голодал, ночевал под открытым небом, в пароходных котлах и под опрокинутыми лодками. В родной город вернулся с приступами малярии, измождённым, но не отчаявшимся. Перебился зиму случайными заработками и в феврале 1901 года отправился пешком на Урал. Об этом путешествии поведал в «Автобиографической повести» с присущей ему самоиронией: «Там я мечтал разыскать клад, найти самородок пуда в полтора - одним словом, я всё ещё был под влиянием Райдера Хаггарда и Густава Эмара». Подробно он опишет работу на Шуваловских золотоносных приисках в очерке «Урал».
Пришлось ему испытать и все «прелести» армейской жизни, которая, по его признанию, «прошла под знаком беспрерывного и неистового бунта против насилия». Половину срока армейской службы Гриневский провёл в карцере. Завершилась эта эпопея побегом, который ему помогли совершить революционеры. Под их влиянием он начал читать запрещённую литературу, посещать тайные собрания, вникать в идеи бунтарей. В 1903 году по заданию революционной организации приехал в Севастополь. Стояла золотая осень, поразившая Александра Степановича неземной красотой. Город стал для него таинственным Зурбаганом. Севастополь узнаётся в созданных его воображением городах Лиссе, Гель-Гью, Гертоне. Грин талантливо вёл пропагандистскую работу против властей среди солдат и матросов под подпольной кличкой Студент. Прочитав одну из его прокламаций, товарищ по революционной работе Быховский заметил: «А знаешь, Гриневский, из тебя мог бы получиться писатель». Грин позже скажет: «Это было как откровение, как первая, шквалом налетевшая любовь. Я затрепетал от этих слов, поняв, что это единственное, что сделало бы меня счастливым. Зерно пало в душу и стало расти. Я нашёл своё место в жизни».
«Литературный» дебют состоялся в 1906 году беллетризованной агиткой, предназначенной для распространения среди солдат. Заслужил ссылку в один из отдалённых уездов Тобольской губернии. Было ему в ту пору двадцать шесть лет. Бежав из мест ссылки, Александр отправляется в Петербург, где пишет первые литературные произведения - рассказы «Заслуга рядового Пантелеева» и «Слон и Моська». Первый рассказ был подписан «А. С. Г.» и издан как агитброшюра для солдат-карателей с описанием бесчинств в армии. Весь тираж был конфискован в типографии и сожжён. Писатель долгое время считал это произведение навсегда утраченным. Его обнаружили только в 1961 году в архиве отдела вещественных доказательств Московской жандармерии. Такая же участь постигла беллетризованную агитку «Слон и Моська», которую обнаружили в 1966 году в отделе редких книг Российской государственной библиотеки.
Первым дошедшим до читателей произведением стал рассказ «В Италию» в «Биржевых ведомостях» за подписью
«А. А. М-въ» (под именем Алексей Мальгинов он скрывался от полиции). Временная чужая фамилия сменилась псевдонимом «А. С. Грин», которым был подписан рассказ «Случай» в газете «Товарищ» в 1907 году.
Грин своей революционной деятельности значения не придавал, несмотря на то, что именно она дала материалы для первых рассказов и, по сути, сделала его писателем.
В 1908 году вышла первая книга писателя «Шапка-невидимка», в которую вошли десять рассказов.
Преддверием гриновского романтизма стали рассказы «Она» и «Воздушный корабль». В 1909 году в рассказах «Пролив бурь», «Колония Ланфиер», «Синий каскад Теллури», напечатанных в «Новом журнале для всех», очерчивались границы его страны-миража Гринландии, определялись её законы. «Остров Рено» приведёт к позднему Грину, которого мы хорошо знаем.
Романтическое творчество стало выражением мироощущения писателя с неповторимым стилем. На смену произведениям с героем-одиночкой, ищущим счастья для себя, приходят новые, в которых герои - люди, дарящие счастье другим. В 1918 году был написан широко известный рассказ «Корабли в Лиссе», имевший в одной из журнальных публикаций название «Битт-Бой, приносящий счастье». В этот творческий период Грин пишет глубоко символические произведения, в которых отражаются реальные события, происходившие в России, в числе которых «Дикая роза». В них Грин проявляется не только как яркий художник, но и как мыслитель с даром исторического предвидения.
Названная выдающимся критиком современности Виктором Шкловским «пленительной сказкой русской литературы» повесть «Алые паруса» вынашивалась писателем пять лет, завершена и впервые прочитана в московском Доме искусств
8 декабря 1920 года. Константин Паустовский написал об этом программном произведении, напомнившем о высоких духовных возможностях каждого человека: «Если бы Грин умер, оставив нам только одну свою поэму в прозе «Алые паруса», то этого было бы довольно, чтобы поставить его в ряды замечательных писателей, тревожащих человеческое сердце призывом к совершенству». Вслед за «Алыми парусами» появился роман «Блистающий мир», которым зачитывается уже не одно поколение. Наверное, потому, что, как заметил автор, «это не фантастический роман, а символический, это не человек летает, это парение духа».
Получив гонорар за журнальную публикацию «Блистающего мира», Грин смог осуществить давно задуманное путешествие к морю: весной 1923 года он отправляется в Крым, посещает Ялту, Алупку, Балаклаву и Севастополь. Именно эта поездка и привела писателя к мысли навсегда поселиться в пленившей его в юности Феодосии. Его привлекла провинциальная тишина и, конечно, море. Идею переезда одобрила его верная спутница Нина Николаевна.
В стенах дома номер восемь, на улице Галерейной написаны роман «Золотая цепь», рассказы «Возвращение», «Фанданго», «Посидели на берегу», романы «Джесси и Моргиана», «Дорога никуда». Здесь зародился замысел одного из самых глубоких и поэтических произведений - «Бегущая по волнам». В ноябре 1930 года Грин и Нина Николаевна переезжают в Старый Крым, поселяются на улице Карла Либкнехта, где писатель умирает тихим летним вечером, 8 июля 1932 года, не дожив до пятидесяти двух лет, оставив многочисленные наброски сюжетов, рукопись последнего романа «Недотрога», завершить который не успел. Его похоронили на городском кладбище и посадили на могиле маленькое деревце, превратившееся со временем в раскидистую красавицу-алычу. К столетию со дня рождения писателя на могиле установили скульптуру работы феодосийки Татьяны Гагариной: бронзовую фигурку Фрэзи Грант. Тропа к этому месту не зарастает. Книги Александра Грина переиздаются и читаются. Значит, он с нами. Великий романтик и мечтатель.
Огромной популярностью пользуются музеи писателя в феодосийском и старокрымском домах, где начинается путь в блистательный гриновский мир.
23 августа все, кто сроднился с героями выдающегося русского писателя, великого романтика, автора философско-психологических, наполненных символической фантастикой произведений, отмечали 140-летие Александра Грина, жизнь и творчество которого неразрывно связаны с Крымом. Александр Грин. 1924 г. Фотография Оцупа. В 1903 г. в Севастополе он вёл революционную работу среди матросов и солдат. Был арестован, два года провёл в севастопольской тюрьме. В 2010 году в здании тюрьмы открыта Музейная комната писателя. В городе-герое есть библиотека его имени и улица в Балаклавском районе. Наверное, нет на всём постсоветском пространстве человека, не читавшего гриновские «Алые паруса», «Блистающий мир», «Золотую цепь», «Бегущую по волнам» - напоённые тоской по совершенству человеческих отношений произведения. Многие вспомнят слова о нём собратьев по перу, среди которых признание Даниила Гранина: «Когда дни начинают пылиться и блекнут краски, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Всё становится светлым, ярким, всё снова таинственно волнует, как в детстве». Крым стал пристанищем для вятича по рождению с сентября 1924 года. Юного жителя скромного провинциального городка неудержимо тянуло к морю. Его не устраивала вялотекущая провинциальная жизнь. Он видел себя путешест-венником, устремлённым не только в неведомые дальние страны, но и в жизнь, наполненную светом, любовью, теплотой и добротой. Бессребреник и анахорет хотел жить в мире без зла, ненависти, зависти, без фетиша золотого тельца. Это было состоянием его тонкой души, понять которую суждено не каждому. Те, кто стремится это сделать, перелистывают «Автобиографическую повесть», в которой он раскрывается сполна, не стесняясь, не сомневаясь, что найдутся люди, которым будут близки его мысли. В ней - о жажде приключений, которую испытывал после знакомства с книгой, которую увлечённо читали и мы: «…первая прочитанная мной, ещё пятилетним мальчиком, книга была «Путешествия Гулливера в страну лилипутов» - детское издание Сытина с раскрашенными картинками или стремление в далёкие страны было врождённым, но только я начал мечтать о жизни приключений с восьми лет». Книги вошли в его жизнь рано: складывать буквы в слова научился в четыре года. Подростком знал всю русскую классику, зарубежную приключенческую литературу, в которой особенно выделял книги Жюля Верна, Фенимора Купера, Густава Эмара, Эдгара По. Летом 1896 года шестнадцатилетний Саша Гриневский отправляется в Одессу, чтобы «проникнуть за золотые ворота моря». 18 июня он поднялся на борт парохода в соломенной шляпе, в высоких охотничьих сапогах, с ивовой корзиной в руках, где под сменой белья лежали краски, которыми он собирался воспользоваться где-нибудь в Индии, на берегах таинственного Ганга. Ему грезилось море, трепещущие на ветру паруса. Сдать документы в мореходку он опоздал, и ничего не оставалось, как устроиться юнгой на пароход «Платон», который отправлялся в каботажное плавание вдоль берегов Крыма и Кавказа. Судно заходило почти во все портовые города. Благодаря этому Грин впервые побродил по улочкам Феодосии, Севастополя, Ялты, которая особенно поразила его: «Огни порта сливались с огнями невидимого города. Пароход приближался к молу при ясных звуках оркестра в саду. Пролетел запах цветов, тёплые порывы ветра; слышались далеко голоса и смех». Полученные в это время навыки нелёгкой морской жизни Грин опишет во всех подробностях, ярко и живо, в «Алых парусах». Потом было путешествие в Александрию на пароходе «Цесаревич» через Стамбул и Смирну. Александ-рия стала единственным заграничным портом, в котором ему довелось побывать. После ничем не примечательной прогулки по пыльным улицам он рассказал товарищам романтическую историю о том, как в него стрелял бедуин, который, к счастью, промахнулся. О том, как красавица-арабка подарила ему алую розу, но он её не донёс, передарив другой красавице. О ссоре с капитаном, списании на берег в Одессе, возвращении в Вятку он не любил вспоминать. Оживлялся, рассказывая о поездке в Баку летом 1898 года, где надеялся обрести счастье. Но надежды не оправдались: год, проведённый на берегах Каспия, был самым трудным в его судьбе. Вместо «живописного труда плаваний» была работа грузчиком, пожарным. Голодал, ночевал под открытым небом, в пароходных котлах и под опрокинутыми лодками. В родной город вернулся с приступами малярии, измождённым, но не отчаявшимся. Перебился зиму случайными заработками и в феврале 1901 года отправился пешком на Урал. Об этом путешествии поведал в «Автобиографической повести» с присущей ему самоиронией: «Там я мечтал разыскать клад, найти самородок пуда в полтора - одним словом, я всё ещё был под влиянием Райдера Хаггарда и Густава Эмара». Подробно он опишет работу на Шуваловских золотоносных приисках в очерке «Урал». Пришлось ему испытать и все «прелести» армейской жизни, которая, по его признанию, «прошла под знаком беспрерывного и неистового бунта против насилия». Половину срока армейской службы Гриневский провёл в карцере. Завершилась эта эпопея побегом, который ему помогли совершить революционеры. Под их влиянием он начал читать запрещённую литературу, посещать тайные собрания, вникать в идеи бунтарей. В 1903 году по заданию революционной организации приехал в Севастополь. Стояла золотая осень, поразившая Александра Степановича неземной красотой. Город стал для него таинственным Зурбаганом. Севастополь узнаётся в созданных его воображением городах Лиссе, Гель-Гью, Гертоне. Грин талантливо вёл пропагандистскую работу против властей среди солдат и матросов под подпольной кличкой Студент. Прочитав одну из его прокламаций, товарищ по революционной работе Быховский заметил: «А знаешь, Гриневский, из тебя мог бы получиться писатель». Грин позже скажет: «Это было как откровение, как первая, шквалом налетевшая любовь. Я затрепетал от этих слов, поняв, что это единственное, что сделало бы меня счастливым. Зерно пало в душу и стало расти. Я нашёл своё место в жизни». «Литературный» дебют состоялся в 1906 году беллетризованной агиткой, предназначенной для распространения среди солдат. Заслужил ссылку в один из отдалённых уездов Тобольской губернии. Было ему в ту пору двадцать шесть лет. Бежав из мест ссылки, Александр отправляется в Петербург, где пишет первые литературные произведения - рассказы «Заслуга рядового Пантелеева» и «Слон и Моська». Первый рассказ был подписан «А. С. Г.» и издан как агитброшюра для солдат-карателей с описанием бесчинств в армии. Весь тираж был конфискован в типографии и сожжён. Писатель долгое время считал это произведение навсегда утраченным. Его обнаружили только в 1961 году в архиве отдела вещественных доказательств Московской жандармерии. Такая же участь постигла беллетризованную агитку «Слон и Моська», которую обнаружили в 1966 году в отделе редких книг Российской государственной библиотеки. Первым дошедшим до читателей произведением стал рассказ «В Италию» в «Биржевых ведомостях» за подписью «А. А. М-въ» (под именем Алексей Мальгинов он скрывался от полиции). Временная чужая фамилия сменилась псевдонимом «А. С. Грин», которым был подписан рассказ «Случай» в газете «Товарищ» в 1907 году. Грин своей революционной деятельности значения не придавал, несмотря на то, что именно она дала материалы для первых рассказов и, по сути, сделала его писателем. В 1908 году вышла первая книга писателя «Шапка-невидимка», в которую вошли десять рассказов. Преддверием гриновского романтизма стали рассказы «Она» и «Воздушный корабль». В 1909 году в рассказах «Пролив бурь», «Колония Ланфиер», «Синий каскад Теллури», напечатанных в «Новом журнале для всех», очерчивались границы его страны-миража Гринландии, определялись её законы. «Остров Рено» приведёт к позднему Грину, которого мы хорошо знаем. Романтическое творчество стало выражением мироощущения писателя с неповторимым стилем. На смену произведениям с героем-одиночкой, ищущим счастья для себя, приходят новые, в которых герои - люди, дарящие счастье другим. В 1918 году был написан широко известный рассказ «Корабли в Лиссе», имевший в одной из журнальных публикаций название «Битт-Бой, приносящий счастье». В этот творческий период Грин пишет глубоко символические произведения, в которых отражаются реальные события, происходившие в России, в числе которых «Дикая роза». В них Грин проявляется не только как яркий художник, но и как мыслитель с даром исторического предвидения. Названная выдающимся критиком современности Виктором Шкловским «пленительной сказкой русской литературы» повесть «Алые паруса» вынашивалась писателем пять лет, завершена и впервые прочитана в московском Доме искусств 8 декабря 1920 года. Константин Паустовский написал об этом программном произведении, напомнившем о высоких духовных возможностях каждого человека: «Если бы Грин умер, оставив нам только одну свою поэму в прозе «Алые паруса», то этого было бы довольно, чтобы поставить его в ряды замечательных писателей, тревожащих человеческое сердце призывом к совершенству». Вслед за «Алыми парусами» появился роман «Блистающий мир», которым зачитывается уже не одно поколение. Наверное, потому, что, как заметил автор, «это не фантастический роман, а символический, это не человек летает, это парение духа». Получив гонорар за журнальную публикацию «Блистающего мира», Грин смог осуществить давно задуманное путешествие к морю: весной 1923 года он отправляется в Крым, посещает Ялту, Алупку, Балаклаву и Севастополь. Именно эта поездка и привела писателя к мысли навсегда поселиться в пленившей его в юности Феодосии. Его привлекла провинциальная тишина и, конечно, море. Идею переезда одобрила его верная спутница Нина Николаевна. В стенах дома номер восемь, на улице Галерейной написаны роман «Золотая цепь», рассказы «Возвращение», «Фанданго», «Посидели на берегу», романы «Джесси и Моргиана», «Дорога никуда». Здесь зародился замысел одного из самых глубоких и поэтических произведений - «Бегущая по волнам». В ноябре 1930 года Грин и Нина Николаевна переезжают в Старый Крым, поселяются на улице Карла