Языком балета о войне и мире - «Культура Крыма» » Крымские новости

✔ Языком балета о войне и мире - «Культура Крыма»




Встреча на балу Наташи Ростовой (Екатерина Первушина) и Андрея Болконского (Даниил Росланов). Фото Анны Кадниковой.


Перед премьерой спектак-
ля «Война и мир» зрители волновались не меньше постановщиков и артистов. Мы знаем хорошо фильм выдаю-
щегося режиссёра Сергея Бондарчука и оперу Сергея Прокофьева по роману гениального Льва Толстого. Но впервые его герои заговорили с нами языком сложнейшего вида сценического искусства, создающего музыкально-хореографические образы. Танцовщикам не привыкать говорить на нём друг с другом. Но их задача сделать его понятным зрителям, передать не только события и прочертить характеры персонажей, но и движениями, жестами выразить чувства так, чтобы зрители сопереживали.


Со страниц романа сошли к нам картины сражений под Аустерлицем и Бородино. В сцены беззаботной жизни праздного столичного общества ворвалась бесовская пляска Войны-искусительницы. Чёрная её тень материализовалась в образе, впечатляюще созданном артисткой балетной труппы Донецкого государственного академического театра оперы и балета имени Анатолия Соловьяненко Дарьей Донцовой. Прелесть и чистота мирной жизни воплотились в образе русской барышни Наташи Ростовой, переданном примой Московского театра «Кремлёвский балет» заслуженной артисткой РФ Екатериной Первушиной. Убедительны Михаил Кутузов в исполнении ведущего солиста Марийского государственного академического театра оперы и балета имени Э. Сапсаева Артёма Васильева и его противник Наполеон - заслуженный артист ДНР Роман Белгородский. Интересен рисунок образа Пьера Безухова, прочерченный солистом «Кремлёвского балета» Михаилом Евгеновым, сумевшем показать мучительные попытки Пьера Безухова войти в чуждое ему светское общество, и, в конце концов, обрести смысл жизни, каким его понимал Лев Толстой - в абсолютной любви к ближнему. 


Самая драматически непростая сцена - прощание Наташи Ростовой с умирающим князем Андреем Болконским (ведущий солист «Кремлёвского балета» Даниил Росланов) - получилась столь лаконичной, эмоционально точной, что у многих зрителей вызвала слёзы. Под красивое адажио они увидели соприкосновение не тел - душ. 


Зрители легко «считывают» метафоры, которыми наполнил спектакль художник-постановщик, заслуженный деятель искусств России Григорий Белов. С волнением следят за колесом, на котором крутятся чёрные шахматные фигуры, воплощение войны и её апологета - Наполеона, игравшего фигурами в жизни и на войне, ставя на кон людские жизни ради победы. Игрока, которого победила интуиция и умение просчитывать ходы великого русского полководца Кутузова. Знай наших! Мы не видим на сцене огромного количества убитых. А видим побитые шахматы, которыми засыпана вся сцена-поле. Идея этой аллегории - из жизни. Объяснение - в словах генерального директора Донбасс оперы Евгения Денисенко:


- Репетиции в Донецке шли под постоянными обстрелами врага. 1812 год, Вторая мировая, и вот теперь война нашего века. Неслучайно мы взялись за гениальный роман Льва Толстого, написанный 150 лет назад. Чтобы на земле был мир, надо убить войну. Война и мир идут параллельно, разрушение и созидание, наполненное верой в то, что будет жизнь и любовь. Так было, есть и будет.


Приехавший на крымские премьеры министр культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, худрук Марийского театра оперы и балета, заслуженный артист России, народный артист республики Марий Эл Константин Иванов ответил на вопрос, как его театр оказался в этом проекте: 


- Коллеги обратились к нам сначала с просьбой помочь с изготовлением декораций, и мы с удовольствием откликнулись. А когда выяснилось, что нужны и артисты, я обрадовался, потому что Донецкий театр дорог мне - имел честь выступать по приглашению Вадима Писарева на фестивале «Звёзды мирового балета», когда служил в Большом театре, где я и сейчас занят в постановках. И теперь 17 марийских артистов с удовольствием и воодушевлением участвуют в поистине грандиозном проекте. Такого взаимодействия нескольких театров ещё не было, случай беспрецедентный. Это пример не только единения, но и театрального мужества. Мы поняли, что в сложнейших условиях, опасных для жизни, нам всё по плечу. Потому что мы - вместе, мы едины. Это отличает постановку от всех, которые я видел, а видел я достаточно много. Я на этом спектакле испытал восторг. 


С Вадимом Писаревым крымчане хорошо знакомы ещё с тех времён, когда он приезжал с балетными спектаклями, в которых исполнял ведущие партии. Спектакль, который он привёз - подарок не только любителям балета, а всем, кто переживает за судьбы жителей Донбасса, кто всем сердцем с ними. 


- Я скажу о спектакле просто: он про нас с вами, - считает Вадим Яковлевич, - Благодарен каждому артисту. Выбираясь под взрывами из израненного города, не знали, доберёмся ли до вас. И счастливы оказаться в Крыму в кругу друзей. Нашей первой недавней премьерой на сцене Крымского музыкального театра была опера «Князь Игорь». И как нас принимали! Две премьеры за два месяца - это только с помощью Господа Бога, поддержки Президентского фонда и участия коллег. Трудовой Донецк был сердцем России, и сейчас оно бьётся в унисон со страной, вставшей на его защиту. 


Два с половиной часа, за которые на сцене сменились 43 картины, смотреть было легко, и время пролетело незаметно. Зрители долго не отпускали артистов, на цветы не скупились. Так было и в Севастополе. 


Мечта, которую хореограф-постановщик народный артист России Андрей Петров, сошедший с земного круга весной, лелеял три десятка лет, и теперь воплощена его коллегами из трёх театров. Выбор авторов либретто Андрея Петрова и Виктора Добросоцкого, музыки Вячеслава Овчинникова - безупречен. Романтичная и мощная одновременно она наполнена такой энергией, что объединяет сцену и зал в единое пространство, где сердца всех стучат в едином ритме. Трудно словами передать воздействие на зрителей хорового пения. Особенно когда исполняется гимн понуро покидающими Россию французскими солдатами. Это уже не победные реляции под Аустерлицем и Бородино, а скорбный стон проигравших. 


Мы увидели яркое действо, в котором сошлись двести артистов плюс хор и оркестр, которые никогда раньше не играли на одной сцене.
И оценили то, что они сумели не подстроиться друг под друга, а друг друга почувствовать. Соединение классического танца с характерным, современным, и с пантомимой сделано пластично и изящно, а это и есть настоящее искусство.


Премьеры в Крыму прошли, что называется, на ура! 10 сентября балет «Война и мир» на сцене Большого театра оценят московские зрители. Следом жители Ростова-на-Дону и Воронежа, планируются поездки и в другие российские регионы. 


Встреча на балу Наташи Ростовой (Екатерина Первушина) и Андрея Болконского (Даниил Росланов). Фото Анны Кадниковой. Перед премьерой спектак- ля «Война и мир» зрители волновались не меньше постановщиков и артистов. Мы знаем хорошо фильм выдаю- щегося режиссёра Сергея Бондарчука и оперу Сергея Прокофьева по роману гениального Льва Толстого. Но впервые его герои заговорили с нами языком сложнейшего вида сценического искусства, создающего музыкально-хореографические образы. Танцовщикам не привыкать говорить на нём друг с другом. Но их задача сделать его понятным зрителям, передать не только события и прочертить характеры персонажей, но и движениями, жестами выразить чувства так, чтобы зрители сопереживали. Со страниц романа сошли к нам картины сражений под Аустерлицем и Бородино. В сцены беззаботной жизни праздного столичного общества ворвалась бесовская пляска Войны-искусительницы. Чёрная её тень материализовалась в образе, впечатляюще созданном артисткой балетной труппы Донецкого государственного академического театра оперы и балета имени Анатолия Соловьяненко Дарьей Донцовой. Прелесть и чистота мирной жизни воплотились в образе русской барышни Наташи Ростовой, переданном примой Московского театра «Кремлёвский балет» заслуженной артисткой РФ Екатериной Первушиной. Убедительны Михаил Кутузов в исполнении ведущего солиста Марийского государственного академического театра оперы и балета имени Э. Сапсаева Артёма Васильева и его противник Наполеон - заслуженный артист ДНР Роман Белгородский. Интересен рисунок образа Пьера Безухова, прочерченный солистом «Кремлёвского балета» Михаилом Евгеновым, сумевшем показать мучительные попытки Пьера Безухова войти в чуждое ему светское общество, и, в конце концов, обрести смысл жизни, каким его понимал Лев Толстой - в абсолютной любви к ближнему. Самая драматически непростая сцена - прощание Наташи Ростовой с умирающим князем Андреем Болконским (ведущий солист «Кремлёвского балета» Даниил Росланов) - получилась столь лаконичной, эмоционально точной, что у многих зрителей вызвала слёзы. Под красивое адажио они увидели соприкосновение не тел - душ. Зрители легко «считывают» метафоры, которыми наполнил спектакль художник-постановщик, заслуженный деятель искусств России Григорий Белов. С волнением следят за колесом, на котором крутятся чёрные шахматные фигуры, воплощение войны и её апологета - Наполеона, игравшего фигурами в жизни и на войне, ставя на кон людские жизни ради победы. Игрока, которого победила интуиция и умение просчитывать ходы великого русского полководца Кутузова. Знай наших! Мы не видим на сцене огромного количества убитых. А видим побитые шахматы, которыми засыпана вся сцена-поле. Идея этой аллегории - из жизни. Объяснение - в словах генерального директора Донбасс оперы Евгения Денисенко: - Репетиции в Донецке шли под постоянными обстрелами врага. 1812 год, Вторая мировая, и вот теперь война нашего века. Неслучайно мы взялись за гениальный роман Льва Толстого, написанный 150 лет назад. Чтобы на земле был мир, надо убить войну. Война и мир идут параллельно, разрушение и созидание, наполненное верой в то, что будет жизнь и любовь. Так было, есть и будет. Приехавший на крымские премьеры министр культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, худрук Марийского театра оперы и балета, заслуженный артист России, народный артист республики Марий Эл Константин Иванов ответил на вопрос, как его театр оказался в этом проекте: - Коллеги обратились к нам сначала с просьбой помочь с изготовлением декораций, и мы с удовольствием откликнулись. А когда выяснилось, что нужны и артисты, я обрадовался, потому что Донецкий театр дорог мне - имел честь выступать по приглашению Вадима Писарева на фестивале «Звёзды мирового балета», когда служил в Большом театре, где я и сейчас занят в постановках. И теперь 17 марийских артистов с удовольствием и воодушевлением участвуют в поистине грандиозном проекте. Такого взаимодействия нескольких театров ещё не было, случай беспрецедентный. Это пример не только единения, но и театрального мужества. Мы поняли, что в сложнейших условиях, опасных для жизни, нам всё по плечу. Потому что мы - вместе, мы едины. Это отличает постановку от всех, которые я видел, а видел я достаточно много. Я на этом спектакле испытал восторг. С Вадимом Писаревым крымчане хорошо знакомы ещё с тех времён, когда он приезжал с балетными спектаклями, в которых исполнял ведущие партии. Спектакль, который он привёз - подарок не только любителям балета, а всем, кто переживает за судьбы жителей Донбасса, кто всем сердцем с ними. - Я скажу о спектакле просто: он про нас с вами, - считает Вадим Яковлевич, - Благодарен каждому артисту. Выбираясь под взрывами из израненного города, не знали, доберёмся ли до вас. И счастливы оказаться в Крыму в кругу друзей. Нашей первой недавней премьерой на сцене Крымского музыкального театра была опера «Князь Игорь». И как нас принимали! Две премьеры за два месяца - это только с помощью Господа Бога, поддержки Президентского фонда и участия коллег. Трудовой Донецк был сердцем России, и сейчас оно бьётся в унисон со страной, вставшей на его защиту. Два с половиной часа, за которые на сцене сменились 43 картины, смотреть было легко, и время пролетело незаметно. Зрители долго не отпускали артистов, на цветы не скупились. Так было и в Севастополе. Мечта, которую хореограф-постановщик народный артист России Андрей Петров, сошедший с земного круга весной, лелеял три десятка лет, и теперь воплощена его коллегами из трёх театров. Выбор авторов либретто Андрея Петрова и Виктора Добросоцкого, музыки Вячеслава Овчинникова - безупречен. Романтичная и мощная одновременно она наполнена такой энергией, что объединяет сцену и зал в единое пространство, где сердца всех стучат в едином ритме. Трудно словами передать воздействие на зрителей хорового пения. Особенно когда исполняется гимн понуро покидающими Россию французскими солдатами. Это уже не победные реляции под Аустерлицем и Бородино, а скорбный стон проигравших. Мы увидели яркое действо, в котором сошлись двести артистов плюс хор и оркестр, которые никогда раньше не играли на одной сцене. И оценили то, что они сумели не подстроиться друг под друга, а друг друга почувствовать. Соединение классического танца с характерным, современным, и с пантомимой сделано пластично и изящно, а это и есть настоящее искусство. Премьеры в Крыму прошли, что называется, на ура! 10 сентября балет «Война и мир» на сцене Большого театра оценят московские зрители. Следом жители Ростова-на-Дону и Воронежа, планируются поездки и в другие российские регионы.

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Новости по теме

Похожие новости дня





Добавить комментарий

показать все комментарии
Рейтинг@Mail.ru