✔ Крым объединяет и прославляет - «Культура Крыма»
Иосиф 30-окт, 07:30 193 Новости АРК / Культура - Крыма.Объединяет наш полуостров кинематографистов Европы и Азии, для того и создан девять лет назад международный кинофестиваль «Евразийский мост» по инициативе председателя Союза кинематографистов России, народного артиста РСФСР, Героя Труда Российской Федерации Никиты Михалкова при поддержке правительства Республики Крым. Местом проведения выбрана Ялта. А прославляет он профессионалов своего дела из разных стран, для которых корпоративная солидарность, высокое искусство не просто громкие пафосные фразы, а жизненные принципы.
Фестиваль доступен всем и каждому, вход на показы в кинотеатре «Сатурн» свободный, и недостатка в зрителях никогда не было.
В этом году ялтинцы и отдыхающие в летней столице полуострова посмотрели в конкурсной программе десять игровых и семь документальных фильмов кинематографистов 14 стран.
- Принцип отбора сложный, - призналась программный директор фестиваля Нина Кочеляева. - Мне представляются наиболее актуальными фильмы, в которых исследуются вопросы памяти социальных коммуникаций или социальных трансформаций. С интересом слежу за развитием кино азиатско-тихоокеанского региона и стран MENA: Магриба и Ближнего Востока. Конечно, не выпускаю из вида европейское кино, американское и латиноамериканское, но мои предпочтения фокусируются вокруг регионального кино, которое несёт в себе этнические, духовные особенности, отличающиеся от общего мейнстрима. Мы предоставляем зрителям редкостную возможность видеть мир глазами других людей, сопереживая их радостям и горестям.
Отзывы постоянных ялтинских зрителей свидетельствуют о том, что их интересы совпадают с направлением и темами фестиваля.
Первый же конкурсный фильм - «Оплот стойкости» режиссёра из Черногории Николы Вукчевича вызвал оживлённое обсуждение после просмотра на открытии фестиваля. Это трогательная история о мальчике-христианине, потерявшем семью во время Второй мировой войны в Югославии и нашедшем убежище в доме албанского мусульманина, оказавшегося перед выбором - остаться верным своим человеческим принципам, отвергнув религиозные предрассудки, или поставить во главу угла безопасность свою и своей семьи.
Неслучайно этой картине жюри отдало приоритет в номинации «Лучший игровой фильм».
Лучшей режиссёрской работой признана российская картина Михаила Кулунакова «Волки». Историко-мифологическая драма о становлении алтайского народа, здешних суровых нравах и обычаях снята в таком же жёстком ключе, как и «Оплот стойкости». Снят фильм по реальным событиям конца XIX века, описанным в романе алтайского писателя Кюгея Телесова «Катунь весной». Главные роли в нём с предельной достоверностью сыграли актёры Национального драматического театра Республики Алтай.
Специальный приз жюри присудило иранской картине «Глаза востока» режиссёра Эбрахим Амини. С особым интересом её смотрела молодёжь: проблемы родителей и детей во всех странах одинаковы - взаимопонимание или полное неприятие позиции молодых людей, непонимание взрослыми их интересов, психологических нюансов, диктующих современные нравы. Лихо закрученный сюжет держит в напряжении зрителей от начала и до конца сеанса.
Дипломом жюри отмечен актёрский дуэт Светланы Крючковой и Александра Адабашьяна в российском фильме Андрея Зайцева «Двое в одной жизни, не считая собаки». Эта же картина получила Приз зрительских симпатий. Что неудивительно. Жизнь трогательной пожилой пары овеяна романтическими отношениями, любовью, не увядшей с годами, омрачена подлостью жуликов, оставивших их без средств к существованию.
В картине много срезов нашей нынешней жизни. Перипетии не выбивают из колеи, потому что они живут в согласии друг с другом и с собой. А деньги на жизнь… их же можно получить, продав часть шикарной, годами собиравшейся библиотеки. И оказавшись в трудной ситуации, они не «грузят» своими проблемами семью единственного сына, переселившуюся за границу. Слезу из бабушкиных глаз выбивает лишь мысль о том, вряд ли свидятся с внучкой, которая с трудом говорит на родном языке и даже улыбается не по-русски.
Лучшим документальным фильмом стала лента «Потерянный сезон» иранского режиссёра Мехди Ганавати. Вызывает живое сочувствие главная героиня - девочка из деревни на границе с Афганистаном, понимающая, что её мечта учиться в университете вряд ли осуществится.
Специального упоминания жюри конкурса документальных фильмов удостоилась «Невероятная золотодобывающая машина» Альфредо Пуральи де ла Пласа (Чили - Нидерланды), рассказывающая о шестидесятилетнем золотоискателе и его сыне, который создаёт машину, чтобы обеспечить семье надёжное будущее.
Свой диплом жюри присудило китайской ленте «Тётушка Ху и её райский сад», режиссёр которой Пань Чжици следил около 10 лет за жизнью женщины, сумевшей создать из собранного хлама райский сад, пока её сын пребывал в депрессивном состоянии, а над домом нависла угроза сноса.
Не обошли зрители и документальный конкурс: второй свой приз отдали российской картине Анны Чернаковой «Наставник Царевича. История Чарльза Сиднея Гиббса», оценив экранную историю о выпускнике Кембриджа, ставшего жителем Санкт-Петербурга, учившего английскому языку великих княжон и цесаревича Алексея, добровольно проследовавшего за царской семьёй в Тобольск, принявшего после гибели Романовых православие, и основавшего приход в Оксфорде, существующий до сих пор.
Традиционный приз Министерства культуры Республики Крым вручили документальной ленте «Лексо» Олеси Фокиной - фильму-портрету непревзойдённого интерпретатора произведений Шостаковича, Мусоргского, Скрябина, Стравинского, Прокофьева пианиста Александра Торадзе.
А также игровой картине «Волки» Михаила Кулунакова.
Анализируя программу фестиваля, несложно заметить, что в картинах поднимаются под разными углами зрения проблемы далеко не частные. Жизнь каждого человека зависит от уклада, от нравственных и духовных устоев общества. Сакраментальный вопрос всех времён и народов: как отдельная личность может повлиять на развитие общества и может ли? А ещё: может ли кино сыграть в этом роль, и какова она?
Сомнений нет в одном: «Евразийский мост» укрепляет международные культурные связи, как коллективный народный дипломат. А это влияет и на политический климат.
Как справедливо отметил на закрытии фестиваля заместитель министра культуры республики Андрей Терещенко: «Кино - это действительно мост, который позволяет перешагнуть через границы, через языковые барьеры, через культурные различия».
Для зрителей же фестиваль - праздник киноискусства, значение которого в нашей повседневности трудно переоценить. Отсутствие нынче медийных лиц красок поубавило, но значения форума не умалило.
Кадр из фильма «Волки». Объединяет наш полуостров кинематографистов Европы и Азии, для того и создан девять лет назад международный кинофестиваль «Евразийский мост» по инициативе председателя Союза кинематографистов России, народного артиста РСФСР, Героя Труда Российской Федерации Никиты Михалкова при поддержке правительства Республики Крым. Местом проведения выбрана Ялта. А прославляет он профессионалов своего дела из разных стран, для которых корпоративная солидарность, высокое искусство не просто громкие пафосные фразы, а жизненные принципы. Фестиваль доступен всем и каждому, вход на показы в кинотеатре «Сатурн» свободный, и недостатка в зрителях никогда не было. В этом году ялтинцы и отдыхающие в летней столице полуострова посмотрели в конкурсной программе десять игровых и семь документальных фильмов кинематографистов 14 стран. - Принцип отбора сложный, - призналась программный директор фестиваля Нина Кочеляева. - Мне представляются наиболее актуальными фильмы, в которых исследуются вопросы памяти социальных коммуникаций или социальных трансформаций. С интересом слежу за развитием кино азиатско-тихоокеанского региона и стран MENA: Магриба и Ближнего Востока. Конечно, не выпускаю из вида европейское кино, американское и латиноамериканское, но мои предпочтения фокусируются вокруг регионального кино, которое несёт в себе этнические, духовные особенности, отличающиеся от общего мейнстрима. Мы предоставляем зрителям редкостную возможность видеть мир глазами других людей, сопереживая их радостям и горестям. Отзывы постоянных ялтинских зрителей свидетельствуют о том, что их интересы совпадают с направлением и темами фестиваля. Первый же конкурсный фильм - «Оплот стойкости» режиссёра из Черногории Николы Вукчевича вызвал оживлённое обсуждение после просмотра на открытии фестиваля. Это трогательная история о мальчике-христианине, потерявшем семью во время Второй мировой войны в Югославии и нашедшем убежище в доме албанского мусульманина, оказавшегося перед выбором - остаться верным своим человеческим принципам, отвергнув религиозные предрассудки, или поставить во главу угла безопасность свою и своей семьи. Неслучайно этой картине жюри отдало приоритет в номинации «Лучший игровой фильм». Лучшей режиссёрской работой признана российская картина Михаила Кулунакова «Волки». Историко-мифологическая драма о становлении алтайского народа, здешних суровых нравах и обычаях снята в таком же жёстком ключе, как и «Оплот стойкости». Снят фильм по реальным событиям конца XIX века, описанным в романе алтайского писателя Кюгея Телесова «Катунь весной». Главные роли в нём с предельной достоверностью сыграли актёры Национального драматического театра Республики Алтай. Специальный приз жюри присудило иранской картине «Глаза востока» режиссёра Эбрахим Амини. С особым интересом её смотрела молодёжь: проблемы родителей и детей во всех странах одинаковы - взаимопонимание или полное неприятие позиции молодых людей, непонимание взрослыми их интересов, психологических нюансов, диктующих современные нравы. Лихо закрученный сюжет держит в напряжении зрителей от начала и до конца сеанса. Дипломом жюри отмечен актёрский дуэт Светланы Крючковой и Александра Адабашьяна в российском фильме Андрея Зайцева «Двое в одной жизни, не считая собаки». Эта же картина получила Приз зрительских симпатий. Что неудивительно. Жизнь трогательной пожилой пары овеяна романтическими отношениями, любовью, не увядшей с годами, омрачена подлостью жуликов, оставивших их без средств к существованию. В картине много срезов нашей нынешней жизни. Перипетии не выбивают из колеи, потому что они живут в согласии друг с другом и с собой. А деньги на жизнь… их же можно получить, продав часть шикарной, годами собиравшейся библиотеки. И оказавшись в трудной ситуации, они не «грузят» своими проблемами семью единственного сына, переселившуюся за границу. Слезу из бабушкиных глаз выбивает лишь мысль о том, вряд ли свидятся с внучкой, которая с трудом говорит на родном языке и даже улыбается не по-русски. Лучшим документальным фильмом стала лента «Потерянный сезон» иранского режиссёра Мехди Ганавати. Вызывает живое сочувствие главная героиня - девочка из деревни на границе с Афганистаном, понимающая, что её мечта учиться в университете вряд ли осуществится. Специального упоминания жюри конкурса документальных фильмов удостоилась «Невероятная золотодобывающая машина» Альфредо Пуральи де ла Пласа (Чили - Нидерланды), рассказывающая о шестидесятилетнем золотоискателе и его сыне, который создаёт машину, чтобы обеспечить семье надёжное будущее. Свой диплом жюри присудило китайской ленте «Тётушка Ху и её райский сад», режиссёр которой Пань Чжици следил около 10 лет за жизнью женщины, сумевшей создать из собранного хлама райский сад, пока её сын пребывал в депрессивном состоянии, а над домом нависла угроза сноса. Не обошли зрители и документальный конкурс: второй свой приз отдали российской картине Анны Чернаковой «Наставник Царевича. История Чарльза Сиднея Гиббса», оценив экранную историю о выпускнике Кембриджа, ставшего жителем Санкт-Петербурга, учившего английскому языку великих княжон и цесаревича Алексея, добровольно проследовавшего за царской семьёй в Тобольск, принявшего после гибели Романовых православие, и основавшего приход в Оксфорде, существующий до сих пор. Традиционный приз Министерства культуры Республики Крым вручили документальной ленте «Лексо» Олеси Фокиной - фильму-портрету непревзойдённого интерпретатора произведений Шостаковича, Мусоргского, Скрябина, Стравинского, Прокофьева пианиста Александра Торадзе. А также игровой картине «Волки» Михаила Кулунакова. Анализируя программу фестиваля, несложно заметить, что в картинах поднимаются под разными углами зрения проблемы далеко не частные. Жизнь каждого человека зависит от уклада, от нравственных и духовных устоев общества. Сакраментальный вопрос всех времён и народов: как отдельная личность может повлиять на развитие общества и может ли? А ещё: может ли кино сыграть в этом роль, и какова она? Сомнений нет в одном: «Евразийский мост» укрепляет международные культурные связи, как коллективный народный дипломат. А это влияет и на политический климат. Как справедливо отметил на закрытии фестиваля заместитель министра культуры республики Андрей Терещенко: «Кино - это действительно мост, который позволяет перешагнуть через границы, через языковые барьеры, через культурные различия». Для зрителей же фестиваль - праздник киноискусства, значение которого в нашей повседневности трудно переоценить. Отсутствие нынче медийных лиц красок поубавило, но значения форума не умалило.
