✔ Кино об адмирале - «История»
Кондратий 20-янв, 00:00 193 Новости АРКС лёгкой руки Василия Гончарова и Александра Ханжонкова наш полуостров уже более сотни лет считается киношным. У нас сняты сотни фильмов, у нас родились многие известные актёры - увы, накануне не стало одного из них Владимира Коренева, севастопольца, Ихтиандра из «Человека-амфибии»… А ещё - Крым - земля героическая, и где, как не здесь, создавать кино о знаменитых людях, вошедших и в историю полуострова, и в историю страны. Адмирал Павел Нахимов - именно такой герой, связавший жизнь с Черноморским флотом, погибший в Севастополе. Неудивительно, что фильм о нём 75 лет назад создавали у нас.
Сталин сказал «Доснять!»
Правда, вначале авторы, очевидно, хотели показать знаменитого адмирала обычным человеком, но… «… Имеются элементы недобросовестного подхода постановщиков к изучению того предмета, который они хотели показать. На всяких мелочах отыгрываются, два-три бумажных корабля показали, остальное - танцы, всякие свидания, всякие эпизоды, чтобы занять зрителя. Это, собственно, не фильм о Нахимове, а фильм о чём угодно, с некоторыми эпизодами о Нахимове. Мы вернули фильм обратно и сказали режиссёру Пудовкину, что он не изучил этого дела, не знает даже истории, не знает, что русские были в Синопе. Дело изображается так, будто русские там не были. Русские взяли в плен целую кучу турецких генералов, а в фильме это не передано. Почему? Неизвестно. Может быть потому, что это требует большого труда, куда легче показать танцы». Эти слова из уст председателя Совета министров СССР Иосифа Сталина какому-нибудь молодому режиссёру могли бы стоить карьеры, но Всеволоду Пудовкину поручили просто доделать фильм.
Человек он был понятливый, с опытом создания исторических лент - за довоенные фильмы «Минин и Пожарский» и «Суворов» получил две главных Сталинских (Государственных) премии. На доработку фильма «Адмирал Нахимов» потратили чуть больше 4 месяцев, досняв кадры штурма Малахова кургана, пересняв почти все эпизоды Синопского боя. Из фильма исчезли танцы и прогулки, зато появились шторм и пушечные залпы. «Появилась отсутствовавшая в первом варианте историческая сцена пленения Павлом Нахимовым в Синопском бою командующего турецкой эскадрой адмирала Осман-паша вместе с его штабом и находившимися на борту его корабля в качестве инструкторов английскими офицерами, - вспоминал позднее режиссёр-постановщик. - При этом приводятся слова Нахимова, обращённые к турецкому адмиралу, о том, что Турции всегда надлежало бы находиться в мире с Россией, и что она сама виновата в своём поражении, начав с Россией рискованную войну. Особенно стремились мы показать военный талант и полководческое искусство Павла Нахимова как на море, так и в боях на суше. В сцены Синопского боя мы ввели эпизоды, показывающие смелое решение флотоводца атаковать двукольным строем своей эскадры сильнейший турецкий флот, прикрытый огнём береговых батарей».
В октябре 1946-го доработанный фильм приняла комиссия Министерства кинематографии страны, 2 января 1947-го он вышел на экраны.
Натурные съёмки
Сценарий фильма о судьбе адмирала и Крымской войне написал драматург Игорь Луковский, чья жизнь тоже немного связана с Крымом - учился в одной из школ полуострова, предположительно - в мужской гимназии Симферополя. Операторами-постановщиками стали Анатолий Головня и Тамара Лобова, которых вскоре на международном кинофестивале признали лучшими операторами. За историческую и военную правду отвечали консультанты академик Евгений Тарле и капитан первого ранга Николай Новиков. Съёмки проходили в Одессе, в павильонах Мосфильма, немного в Ялте и, конечно, в Севастополе.
В архиве газеты нашёлся материал 75-летней давности о съёмках первого варианта картины, его передал в газету ялтинский корреспондент «Красного Крыма» Виктор Горбуленко.
«В последние дни, - писала газета в сентябре 1945-го, - вдоль Южного берега Крыма курсировал большой парусный корабль. На этом учебном парусном судне шла обычная для него жизнь. Только среди экипажа появился человек в форменном сюртуке с адмиральскими эполетами. Он по временам подходил к надстройке на палубе и отдавал приказы офицерам, одетым в такую же старинную морскую форму. Все узнавали в нём Нахимова. То в адмирала, то в паруса, то в морскую даль впивался объектив оператора, и киноаппарат трещал, снимая сцены выхода флагманского судна Нахимова в открытое море». Увы, узнать, какой именно учебный парусник участвовал в съёмках, не удалось - по одним данным это безымянный трёхмачтовый парусный барк (по другим - парусно-моторный бриг), выделенный по приказу
командующего ВМФ Николая Кузнецова. Кроме того, командующий Черноморским флотом Филипп Октябрьский выделил киношникам баржу, на которой бутафоры создавали образы старинных кораблей.
«Мы снимаем на Чёрном море фильм «Адмирал Нахимов», - рассказывал нашему коллеге режиссёр Всеволод Пудовкин. - Стремимся как можно ярче и полнее показать замечательного флотоводца, героя Синопа и Севастопольской обороны, славного русского патриота». Его роль исполнил Алексей Дикий, ещё два персонажа с реальными русскими прототипами - «командующий всеми Вооружёнными силами Крыма князь Меньшиков - его играю я из-за большого сходства, - говорил режиссёр. - И матрос Пётр Кошка - Леонид Князев, и адмирал Владимир Корнилов - Николай Чаплыгин. Реальные образы и Наполеона третьего - Александр Хохлов и Осман-паши - Рубен Симонов, и лорда Реглана - Павел Гайдебуров. Остальные персонажи - вымышленные, но жизненно правдивые. До полутора тысяч моряков и красноармейцев снимались в батальных сценах картины». По словам Всеволода Пудовкина, фильм охватывает «наиболее яркий период жизни Нахимова. Самый колоритный эпизод - поход черноморской эскадры в Синоп (эти кадры снимались в Одессе). Бои на бастионах Севастополя - города русской славы. Гибель Павла Нахимова».
«Три четверти фильма уже готовы, - рассказывал в газете наш коллега. - Музыку к картине пишет Арам Хачатурян (здесь или ошибка, или музыку также «забраковали» вместе с первым вариантом картины, но в итоге композитором фильма значится Николай Крюков. - Ред.). Съёмочные работы подходят к концу. Парусный корабль взял курс на Севастополь - на Графской пристани предстоят съёмки встречи Нахимова с населением города после победного Синопского сражения». Эти кадры вошли и в обновлённую версию - казалось, весь Севастополь высыпал на берег, чтобы приветствовать героев, на ступеньках Графской пристани Павла Нахимова радостно встречал друг Владимир Корнилов. Они, оба русских патриота, погибнут на бастионах первой обороны, имена обоих после революции постараются забыть, а потом вновь воскресить в памяти: правда, о Павле Степановиче заговорят в СССР чуть раньше, появятся военно-морские училища его имени, орден, фильм…
«Это море дрожит перед ним», - скажет в кино один из моряков, когда парусное судно благополучно выберется из шторма. «Среди грозных исторических бурь перестало биться пламенное сердце, погиб Нахимов, но осталась бессмертная слава. Из рода в род, из поколения в поколение переходит она, зовёт на высокие воинские подвиги гордые сердца» - заключительные слова картины на фоне моря и кораблей уже под флагом советского ВМФ. И орден Нахимова - «Великому патриоту - вечная слава».
Наталья БОЯРИНЦЕВА.
Фото с сайта kino-teatr.ru
Образ Павла Нахимова воплотил в кино Алексей Дикий. С лёгкой руки Василия Гончарова и Александра Ханжонкова наш полуостров уже более сотни лет считается киношным. У нас сняты сотни фильмов, у нас родились многие известные актёры - увы, накануне не стало одного из них Владимира Коренева, севастопольца, Ихтиандра из «Человека-амфибии»… А ещё - Крым - земля героическая, и где, как не здесь, создавать кино о знаменитых людях, вошедших и в историю полуострова, и в историю страны. Адмирал Павел Нахимов - именно такой герой, связавший жизнь с Черноморским флотом, погибший в Севастополе. Неудивительно, что фильм о нём 75 лет назад создавали у нас. Сталин сказал «Доснять!» Правда, вначале авторы, очевидно, хотели показать знаменитого адмирала обычным человеком, но… «… Имеются элементы недобросовестного подхода постановщиков к изучению того предмета, который они хотели показать. На всяких мелочах отыгрываются, два-три бумажных корабля показали, остальное - танцы, всякие свидания, всякие эпизоды, чтобы занять зрителя. Это, собственно, не фильм о Нахимове, а фильм о чём угодно, с некоторыми эпизодами о Нахимове. Мы вернули фильм обратно и сказали режиссёру Пудовкину, что он не изучил этого дела, не знает даже истории, не знает, что русские были в Синопе. Дело изображается так, будто русские там не были. Русские взяли в плен целую кучу турецких генералов, а в фильме это не передано. Почему? Неизвестно. Может быть потому, что это требует большого труда, куда легче показать танцы». Эти слова из уст председателя Совета министров СССР Иосифа Сталина какому-нибудь молодому режиссёру могли бы стоить карьеры, но Всеволоду Пудовкину поручили просто доделать фильм. Человек он был понятливый, с опытом создания исторических лент - за довоенные фильмы «Минин и Пожарский» и «Суворов» получил две главных Сталинских (Государственных) премии. На доработку фильма «Адмирал Нахимов» потратили чуть больше 4 месяцев, досняв кадры штурма Малахова кургана, пересняв почти все эпизоды Синопского боя. Из фильма исчезли танцы и прогулки, зато появились шторм и пушечные залпы. «Появилась отсутствовавшая в первом варианте историческая сцена пленения Павлом Нахимовым в Синопском бою командующего турецкой эскадрой адмирала Осман-паша вместе с его штабом и находившимися на борту его корабля в качестве инструкторов английскими офицерами, - вспоминал позднее режиссёр-постановщик. - При этом приводятся слова Нахимова, обращённые к турецкому адмиралу, о том, что Турции всегда надлежало бы находиться в мире с Россией, и что она сама виновата в своём поражении, начав с Россией рискованную войну. Особенно стремились мы показать военный талант и полководческое искусство Павла Нахимова как на море, так и в боях на суше. В сцены Синопского боя мы ввели эпизоды, показывающие смелое решение флотоводца атаковать двукольным строем своей эскадры сильнейший турецкий флот, прикрытый огнём береговых батарей». В октябре 1946-го доработанный фильм приняла комиссия Министерства кинематографии страны, 2 января 1947-го он вышел на экраны. Натурные съёмки Сценарий фильма о судьбе адмирала и Крымской войне написал драматург Игорь Луковский, чья жизнь тоже немного связана с Крымом - учился в одной из школ полуострова, предположительно - в мужской гимназии Симферополя. Операторами-постановщиками стали Анатолий Головня и Тамара Лобова, которых вскоре на международном кинофестивале признали лучшими операторами. За историческую и военную правду отвечали консультанты академик Евгений Тарле и капитан первого ранга Николай Новиков. Съёмки проходили в Одессе, в павильонах Мосфильма, немного в Ялте и, конечно, в Севастополе. В архиве газеты нашёлся материал 75-летней давности о съёмках первого варианта картины, его передал в газету ялтинский корреспондент «Красного Крыма» Виктор Горбуленко. «В последние дни, - писала газета в сентябре 1945-го, - вдоль Южного берега Крыма курсировал большой парусный корабль. На этом учебном парусном судне шла обычная для него жизнь. Только среди экипажа появился человек в форменном сюртуке с адмиральскими эполетами. Он по временам подходил к надстройке на палубе и отдавал приказы офицерам, одетым в такую же старинную морскую форму. Все узнавали в нём Нахимова. То в адмирала, то в паруса, то в морскую даль впивался объектив оператора, и киноаппарат трещал, снимая сцены выхода флагманского судна Нахимова в открытое море». Увы, узнать, какой именно учебный парусник участвовал в съёмках, не удалось - по одним данным это безымянный трёхмачтовый парусный барк (по другим - парусно-моторный бриг), выделенный по приказу командующего ВМФ Николая Кузнецова. Кроме того, командующий Черноморским флотом Филипп Октябрьский выделил киношникам баржу, на которой бутафоры создавали образы старинных кораблей. «Мы снимаем на Чёрном море фильм «Адмирал Нахимов», - рассказывал нашему коллеге режиссёр Всеволод Пудовкин. - Стремимся как можно ярче и полнее показать замечательного флотоводца, героя Синопа и Севастопольской обороны, славного русского патриота». Его роль исполнил Алексей Дикий, ещё два персонажа с реальными русскими прототипами - «командующий всеми Вооружёнными силами Крыма князь Меньшиков - его играю я из-за большого сходства, - говорил режиссёр. - И матрос Пётр Кошка - Леонид Князев, и адмирал Владимир Корнилов - Николай Чаплыгин. Реальные образы и Наполеона третьего - Александр Хохлов и Осман-паши - Рубен Симонов, и лорда Реглана - Павел Гайдебуров. Остальные персонажи - вымышленные, но жизненно правдивые. До полутора тысяч моряков и красноармейцев снимались в батальных сценах картины». По словам Всеволода Пудовкина, фильм охватывает «наиболее яркий период жизни Нахимова. Самый колоритный эпизод - поход черноморской эскадры в Синоп (эти кадры снимались в Одессе). Бои на бастионах Севастополя - города русской славы. Гибель Павла Нахимова». «Три четверти фильма уже готовы, - рассказывал в газете наш коллега. - Музыку к картине пишет Арам Хачатурян (здесь или ошибка, или музыку также «забраковали» вместе с первым вариантом картины, но в итоге композитором фильма значится Николай Крюков. - Ред.). Съёмочные работы подходят к концу. Парусный корабль взял курс на Севастополь - на Графской пристани предстоят съёмки встречи Нахимова с населением города после победного Синопского сражения». Эти кадры вошли и в обновлённую версию - казалось, весь Севастополь высыпал на берег, чтобы приветствовать героев, на ступеньках Графской пристани Павла Нахимова радостно встречал друг Владимир Корнилов. Они, оба русских патриота, погибнут на бастионах первой обороны, имена обоих после революции постараются забыть, а потом вновь воскресить в памяти: правда, о Павле Степановиче заговорят в СССР чуть раньше, появятся военно-морские училища его имени, орден, фильм… «Это море дрожит перед ним», - скажет в кино один из моряков, когда парусное судно благополучно выберется из шторма. «Среди грозных исторических бурь перестало биться пламенное сердце, погиб Нахимов, но осталась бессмертная слава. Из рода в род, из поколения в поколение переходит она, зовёт на высокие воинские подвиги гордые сердца» - заключительные слова картины на фоне моря и кораблей уже под флагом советского ВМФ. И орден Нахимова - «Великому патриоту - вечная слава». Наталья БОЯРИНЦЕВА. Фото с сайта kino-teatr.ru