✔ Защита своей веры и своей культуры - «Общество Крыма»
Wayne 21-сен, 07:30 193 Новости АРК / Общество - Крыма.- В то же самое время сегодня и среди творений церковно ориентированных художников всё больше появляется новых форм, выходящих за рамки традиционной иконографичности в трансляции христианских смыслов, - продолжил патриарх Московский и всея Руси Кирилл в эксклюзивном интервью «Российской газете». - Быть может, в обозримом будущем мы увидим всплеск христианского изобразительного искусства, местом экспонирования которого будут музейные пространства. И это станет ещё одной вехой в преодолении кажущихся барьеров.
Было бы несправедливым на этом остановиться и не сказать о том, что, несмотря на временами проявляющееся напряжение, между Церковью и представителями культурного сообщества уже произошли и продолжают происходить существенные сдвиги. И Церковь, и представители музейного сообщества, пусть и не быстрыми, но уверенными шагами продвигаются навстречу друг к другу. А противостояние, если оно где-то и остаётся, как мне видится, скорее, техническое, ситуативное, нежели смысловое, содержательное: у каждой из сторон свои представления, свои опасения, которые, милостью Божией, постепенно преодолеваются. «Троица» Рублёва снова на своём исконном месте - в Троицком соборе Лавры.
- Многие из тех, кого сегодня почитают классиками и столпами традиционной культуры, некогда воспринимались современниками как подрыватели устоев - например, Достоевский, Мусоргский и другие, если мы берём в качестве примера русскую культуру. Как вы относитесь к «культуре» эпатажа, авангарду? Может быть, иногда кажущийся подрыв устоев в конечном итоге служит их утверждению через отрицание, через эмоциональную реакцию публики?
- Сложный вопрос. И в истории Церкви были эпизоды, когда, например, преподобный Максим Исповедник (580-662) был подвергнут жестоким наказаниям, будучи обвинённым в ереси, - но именно он стал одним из значимых богословов, чётко сформулировавшим православную доктрину против ереси монофелитства.
А история со святым Иоанном Златоустом - оклеветанным, низложенным, изгнанным, - который явился поистине вселенским учителем Церкви? Мы знаем также, насколько велика была роль юродивых, которые могли одним словом повлиять на важнейшие политические решения - и за это же могли быть казнены.
Когда мы употребляем эпитет «выдающийся» по отношению к тому или иному человеку - неважно, деятель ли он культуры, или учёный, или педагог, или священник, - надо понимать, что всё выдающееся будет не в ряду, будет выступать, кому-то мешать и кого-то провоцировать. Конфликт между выдающимся и рядовым неизбежен, и в этом есть определённая правда жизни: выдающемуся полезно «приземляться», ограничиваться, а рядовому - не деградировать, не застыть в мнимой самодостаточности.
Думаю, со временем образуется целый пласт отечественной культуры, связанный с художественным преломлением событий 20-х годов ХХI века в России.
Но есть существенная разница между эпатажем как самоцелью и активным переживанием как следствием появления чего-то принципиально нового и неожиданного. Самопрезентация в форме эпатажа лишь обнаруживает внутреннюю несостоятельность самого «актора». Если тебе нечего по сути предъявить публике, тогда остаётся только явить собственную эпатажность. Нередко переступая любые этические границы. Часто невооружённым взглядом видно, что это, скорее, требует психотерапевтического участия, нежели пастырского. Если же говорить о своеобразной моде на эпатаж, особенно ярко проявляющийся в социальных сетях в молодёжной среде, то это уже следует отнести к разновидности социальных заболеваний. Это печальный индикатор неудовлетворённости молодых людей качеством отношений друг с другом, с родителями, с обществом, которую они пытаются компенсировать хотя бы количеством «лайков». Это тревожный звонок, на который всем нам - в том числе и пастырям - надо обращать внимание.
Умение того, кто может пребывать в тишине, - прекрасный тест на подлинность и состоятельность. Эпатаж без внимания к нему, без обилия информационного шума очень быстро исчезает, растворяется как туман - а пустота в душе становится ещё более невыносимой.
Елена ЯКОВЛЕВА.
(Продолжение следует).
Фото Олега ВАРОВА / Пресс-служба патриарха Московского и всея Руси. - В то же самое время сегодня и среди творений церковно ориентированных художников всё больше появляется новых форм, выходящих за рамки традиционной иконографичности в трансляции христианских смыслов, - продолжил патриарх Московский и всея Руси Кирилл в эксклюзивном интервью «Российской газете». - Быть может, в обозримом будущем мы увидим всплеск христианского изобразительного искусства, местом экспонирования которого будут музейные пространства. И это станет ещё одной вехой в преодолении кажущихся барьеров. Было бы несправедливым на этом остановиться и не сказать о том, что, несмотря на временами проявляющееся напряжение, между Церковью и представителями культурного сообщества уже произошли и продолжают происходить существенные сдвиги. И Церковь, и представители музейного сообщества, пусть и не быстрыми, но уверенными шагами продвигаются навстречу друг к другу. А противостояние, если оно где-то и остаётся, как мне видится, скорее, техническое, ситуативное, нежели смысловое, содержательное: у каждой из сторон свои представления, свои опасения, которые, милостью Божией, постепенно преодолеваются. «Троица» Рублёва снова на своём исконном месте - в Троицком соборе Лавры. - Многие из тех, кого сегодня почитают классиками и столпами традиционной культуры, некогда воспринимались современниками как подрыватели устоев - например, Достоевский, Мусоргский и другие, если мы берём в качестве примера русскую культуру. Как вы относитесь к «культуре» эпатажа, авангарду? Может быть, иногда кажущийся подрыв устоев в конечном итоге служит их утверждению через отрицание, через эмоциональную реакцию публики? - Сложный вопрос. И в истории Церкви были эпизоды, когда, например, преподобный Максим Исповедник (580-662) был подвергнут жестоким наказаниям, будучи обвинённым в ереси, - но именно он стал одним из значимых богословов, чётко сформулировавшим православную доктрину против ереси монофелитства. А история со святым Иоанном Златоустом - оклеветанным, низложенным, изгнанным, - который явился поистине вселенским учителем Церкви? Мы знаем также, насколько велика была роль юродивых, которые могли одним словом повлиять на важнейшие политические решения - и за это же могли быть казнены. Когда мы употребляем эпитет «выдающийся» по отношению к тому или иному человеку - неважно, деятель ли он культуры, или учёный, или педагог, или священник, - надо понимать, что всё выдающееся будет не в ряду, будет выступать, кому-то мешать и кого-то провоцировать. Конфликт между выдающимся и рядовым неизбежен, и в этом есть определённая правда жизни: выдающемуся полезно «приземляться», ограничиваться, а рядовому - не деградировать, не застыть в мнимой самодостаточности. Думаю, со временем образуется целый пласт отечественной культуры, связанный с художественным преломлением событий 20-х годов ХХI века в России. Но есть существенная разница между эпатажем как самоцелью и активным переживанием как следствием появления чего-то принципиально нового и неожиданного. Самопрезентация в форме эпатажа лишь обнаруживает внутреннюю несостоятельность самого «актора». Если тебе нечего по сути предъявить публике, тогда остаётся только явить собственную эпатажность. Нередко переступая любые этические границы. Часто невооружённым взглядом видно, что это, скорее, требует психотерапевтического участия, нежели пастырского. Если же говорить о своеобразной моде на эпатаж, особенно ярко проявляющийся в социальных сетях в молодёжной среде, то это уже следует отнести к разновидности социальных заболеваний. Это печальный индикатор неудовлетворённости молодых людей качеством отношений друг с другом, с родителями, с обществом, которую они пытаются компенсировать хотя бы количеством «лайков». Это тревожный звонок, на который всем нам - в том числе и пастырям - надо обращать внимание. Умение того, кто может пребывать в тишине, - прекрасный тест на подлинность и состоятельность. Эпатаж без внимания к нему, без обилия информационного шума очень быстро исчезает, растворяется как туман - а пустота в душе становится ещё более невыносимой. Елена ЯКОВЛЕВА. (Продолжение следует).