✔ Пещерный город вне карт - «Туризм Крыма»
Светлана 25-ноя, 07:30 193 Новости АРК / Туризм - Крыма.Крым - это не только ласковое море и живописные горы, но и земля, хранящая многовековые тайны. Среди них особое место занимают загадочные пещерные города, каждый из которых представляет собой уникальную страницу истории. Одним из таких мест, окутанных легендами и спорами исследователей, является Кыз-Кермен, чьё название переводится с тюркского как «Девичья крепость». Важный плюс этого объекта - о нём далеко не все знают. И тут нет тех самых караванов туристов…
Мой путь к нему начался с горы Казан-Кая, откуда открывался захватывающий вид на окрестности. Каменные глаза так называемого Дырявого грота, устремлённые в небо, словно указали на плато Кыз-Кермен, расположенное напротив своего соседа, Тепе-Кермена.
Название «Девичья крепость» прочно связано с древней и трагической легендой. Давным-давно два города, Тепе-Кермен и Кыз-Кермен, разделённые глубоким ущельем, жили в мире и согласии. Однако со временем между ними пробежала «чёрная кошка», и некогда дружественные соседи стали заклятыми врагами. Чтобы предотвратить неминуемую кровопролитную войну, мудрый правитель Кыз-Кермена предложил скрепить мир браком между своим сыном и дочерью владыки Тепе-Кермена. Решение о свадьбе приняли, и для торжества между скалами соорудили подвесной мост. Легенда гласит, что, когда молодые встретились на середине этого моста, отчаянная невеста, не смирившаяся с волей отца, заколола жениха кинжалом, а затем сама бросилась в пропасть. Шок от этой трагедии примирил враждующие города, мост был разрушен, а в память о девушке одна из крепостей получила своё скорбное имя.
Углубления могут быть свидетельством активной сельскохозяйственной деятельности. Фото автора.
Однако за поэтичной легендой скрывается историческая реальность, которая, быть может, не менее интересна. Пещерные города Крыма, к ним традиционно относят и Кыз-Кермен, - это феномен византийской эпохи, в основном VI-VII веков нашей эры. Они возникали как укреплённые поселения на границах империи, часто на неприступных плато, и выполняли роль форпостов, административных и ремесленных центров. Наиболее известные из них - Чуфут-Кале, Мангуп-Кале, Эски-Кермен - поражают масштабами вырубленных в скалах помещений, сложными оборонительными системами и следами бурной жизни.
На этом фоне Кыз-Кермен стоит особняком. В отличие от того же Тепе-Кермена, где можно часами бродить по лабиринтам многочисленных пещер, залов и усыпальниц, изучая высеченные на стенах кресты и символы, Кыз-Кермен сегодня - это в большей степени археологическая площадка. Подъём на плато вознаграждает путешественника поистине волшебным видом на Тепе-Кермен, который в лучах заходящего солнца выглядит как величественный вулкан, возвышающийся над долиной. Ради одной этой панорамы уже стоит проделать путь.
Но что же представляет собой сам «город»? На текущий момент это обширное лесное плато, где археологическими раскопами вскрыты фундаменты предположительно дворца правителя и нескольких крупных построек. Обнаружены и традиционные для крымских поселений хозяйственные объекты - в частности, давильни для винограда (тарапаны). Однако ощущения от густонаселенного пещерного города, подобного Эски-Кермену, здесь не возникает. Был ли это полноценный город с постоянным населением или крупная укреплённая усадьба-замок, административный центр округи? Отсутствие значительного количества жилых пещер и мощного культурного слоя склоняет многие гипотезы в сторону последнего.
Путешествие по пещерным городам Крыма - это всегда диалог с прошлым, где каждая скала, каждый грот и каждый фундамент хранят свою неповторимую историю. И Кыз-Кермен, пусть и не поражающий обилием рукотворных пещер, является одной из самых поэтичных и загадочных страниц этой книги под открытым небом.
Кстати
На городище Кыз-Кермен известны три искусственные пещеры. Первая, расположенная внутри одной из усадеб, служила цистерной для воды. Вторая пещера находится на южной окраине, и её назначение вызывает споры среди исследователей. Так, Ю. М. Могаричев считает, что, судя по гладкой обработке стен и наличию лежанок, это была отшельническая келья, появившаяся уже после того как жизнь на городище угасла. Он полагает, что странно соседство кельи с крупным винодельческим комплексом, находящимся рядом.
В то же время Н. В. Днепровский, обращая внимание на детали интерьера и необычную акустику, выдвигает версию, что в этой пещере мог находиться один из самых ранних христианских храмов Крыма.
Вид на Тепе-Кермен отсюда великолепный. Фото автора. Крым - это не только ласковое море и живописные горы, но и земля, хранящая многовековые тайны. Среди них особое место занимают загадочные пещерные города, каждый из которых представляет собой уникальную страницу истории. Одним из таких мест, окутанных легендами и спорами исследователей, является Кыз-Кермен, чьё название переводится с тюркского как «Девичья крепость». Важный плюс этого объекта - о нём далеко не все знают. И тут нет тех самых караванов туристов… Мой путь к нему начался с горы Казан-Кая, откуда открывался захватывающий вид на окрестности. Каменные глаза так называемого Дырявого грота, устремлённые в небо, словно указали на плато Кыз-Кермен, расположенное напротив своего соседа, Тепе-Кермена. Название «Девичья крепость» прочно связано с древней и трагической легендой. Давным-давно два города, Тепе-Кермен и Кыз-Кермен, разделённые глубоким ущельем, жили в мире и согласии. Однако со временем между ними пробежала «чёрная кошка», и некогда дружественные соседи стали заклятыми врагами. Чтобы предотвратить неминуемую кровопролитную войну, мудрый правитель Кыз-Кермена предложил скрепить мир браком между своим сыном и дочерью владыки Тепе-Кермена. Решение о свадьбе приняли, и для торжества между скалами соорудили подвесной мост. Легенда гласит, что, когда молодые встретились на середине этого моста, отчаянная невеста, не смирившаяся с волей отца, заколола жениха кинжалом, а затем сама бросилась в пропасть. Шок от этой трагедии примирил враждующие города, мост был разрушен, а в память о девушке одна из крепостей получила своё скорбное имя. Углубления могут быть свидетельством активной сельскохозяйственной деятельности. Фото автора. Однако за поэтичной легендой скрывается историческая реальность, которая, быть может, не менее интересна. Пещерные города Крыма, к ним традиционно относят и Кыз-Кермен, - это феномен византийской эпохи, в основном VI-VII веков нашей эры. Они возникали как укреплённые поселения на границах империи, часто на неприступных плато, и выполняли роль форпостов, административных и ремесленных центров. Наиболее известные из них - Чуфут-Кале, Мангуп-Кале, Эски-Кермен - поражают масштабами вырубленных в скалах помещений, сложными оборонительными системами и следами бурной жизни. На этом фоне Кыз-Кермен стоит особняком. В отличие от того же Тепе-Кермена, где можно часами бродить по лабиринтам многочисленных пещер, залов и усыпальниц, изучая высеченные на стенах кресты и символы, Кыз-Кермен сегодня - это в большей степени археологическая площадка. Подъём на плато вознаграждает путешественника поистине волшебным видом на Тепе-Кермен, который в лучах заходящего солнца выглядит как величественный вулкан, возвышающийся над долиной. Ради одной этой панорамы уже стоит проделать путь. Но что же представляет собой сам «город»? На текущий момент это обширное лесное плато, где археологическими раскопами вскрыты фундаменты предположительно дворца правителя и нескольких крупных построек. Обнаружены и традиционные для крымских поселений хозяйственные объекты - в частности, давильни для винограда (тарапаны). Однако ощущения от густонаселенного пещерного города, подобного Эски-Кермену, здесь не возникает. Был ли это полноценный город с постоянным населением или крупная укреплённая усадьба-замок, административный центр округи? Отсутствие значительного количества жилых пещер и мощного культурного слоя склоняет многие гипотезы в сторону последнего. Путешествие по пещерным городам Крыма - это всегда диалог с прошлым, где каждая скала, каждый грот и каждый фундамент хранят свою неповторимую историю. И Кыз-Кермен, пусть и не поражающий обилием рукотворных пещер, является одной из самых поэтичных и загадочных страниц этой книги под открытым небом. Кстати На городище Кыз-Кермен известны три искусственные пещеры. Первая, расположенная внутри одной из усадеб, служила цистерной для воды. Вторая пещера находится на южной окраине, и её назначение вызывает споры среди исследователей. Так, Ю. М. Могаричев считает, что, судя по гладкой обработке стен и наличию лежанок, это была отшельническая келья, появившаяся уже после того как жизнь на городище угасла. Он полагает, что странно соседство кельи с крупным винодельческим комплексом, находящимся рядом. В то же время Н. В. Днепровский, обращая внимание на детали интерьера и необычную акустику, выдвигает версию, что в этой пещере мог находиться один из самых ранних христианских храмов Крыма.
